JD.com до конца этого года рассчитывает начать продажу российских продуктов питания, украшений, меха и других товаров в КНР. Об этом заявил вчера президент международной бизнес-группы JD.com Виктор Сюй. "Мы ведем переговоры с рядом заинтересованных российских компаний и производителей",— сообщил он. Менеджеры JD.com также встречались с чиновниками правительства РФ и обсуждали тему торговли между Китаем и Россией, добавил господин Сюй. Продажа российских товаров будет проходить по двум схемам. Согласно первой из них, JD.com будет сам закупать продукцию у российских производителей и продавать ее китайским пользователям. Во втором случае производители или ритейлеры будут использовать JD.com как витрину по модели marketplace (торговой площадки).
Подобный опыт у китайских ритейлеров уже имеется. Alibaba Group договорилась с российской сетью магазинов АБК о продаже еды, косметики, товаров повседневного спроса в Китай. АБК будет продавать их на международной онлайн-площадке Tmall Global, входящей в Alibaba Group. По словам директора по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ Марка Завадского, в Китае есть большой интерес к качественным иностранным продуктам. "У российских производителей есть потенциал занять нишу между (дорогими.— "Ъ") европейскими товарами и дешевыми китайскими",— считает он. По его словам, на Tmall Global в начале августа начнется десятидневная рекламная кампания товаров из России.
Уже второй выход китайских интернет-гигантов на наших производителей звучит лестно для России, это редкость для нашего ритейла, считает консультант Jos De Vries The Retail Company Ирина Болотова. По ее мнению, китайским потребителям были бы интересны наши морепродукты: "80% того, что у нас вылавливается, идет в Китай и Японию. Сейчас Китай — один из главных двигателей мировой экономики, страна богатая, и возможно, им захочется чего-то нового и интересного. Россия для них — это что-то из разряда экзотики".
По данным Главного таможенного управления КНР, объем импорта российских товаров увеличился на 4,9%, до $41,6 млрд. Китайский экспорт в Россию вырос на 8,2% и составил $53,68 млрд. И на этом фоне JD.com стимулирует продажи китайских товаров в Россию. Вчера JD.com и "Почта России" подписали договор о сотрудничестве. Согласно документу, китайская компания будет аккумулировать на своих складах заказы российских покупателей и через почтового оператора Китая China Post, который будет отправлять их "Почте России". Сотрудники ФГУПа, в свою очередь, будут обрабатывать посылки в местах международного почтового обмена. JD.com и "Почта России" сейчас интегрируют свои IT-системы. Это позволит российским покупателям отслеживать статус и местонахождение товара с помощью виджета "Почты России", размещенного на сайте JD.com.
В январе-июне 2015 года "Почта России" обработала 49 млн международных посылок и мелких пакетов — это в 1,5 раза больше, чем за первое полугодие 2014 года, и почти втрое больше, чем за аналогичный период 2013 года, сообщили в пресс-службе предприятия. Около 80% международного трафика, обрабатываемого "Почтой России", приходится на Китай, сообщил "Ъ" замгендиректора ФГУПа по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев. Объем рынка российской трансграничной электронной торговли в прошлом году составил около $7 млрд, причем в 2015 году он может вырасти сразу вдвое, оценивали представители JD.com в июне, объявляя о выходе на российский рынок. Из этих $7 млрд 63% (то есть $4,4 млрд) пришли в Россию из Китая.
Роман Рожков