Потенциал рынка мобильных платежей, по мнению директора департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрия Трошкина, велик: прогнозируется, что к 2013 году доходы мировых игроков этого вида деятельности достигнут $5,4 млрд. Сама компания МТС к тому же сроку планирует занять 35 % рынка мобильных платежей в России и увеличить доход от них до $14 млн. В целом же к 2015 году объем доходов операторов «большой тройки» от мобильной коммерции могут достигнуть $50 млн. Впрочем, на данный момент этот рынок в нашей стране находится у истоков своего развития: интересно, к примеру, что, хотя степень проникновения банковских карт – 88 % (аудитория старше 18 лет), для осуществления удаленных платежей их используют менее 10 % россиян.
Компания МТС на днях сообщила журналистам о росте числа пользователей услуги «Легкий платеж» в 2,5 раза с начала 2011 года. Средняя сумма мобильного платежа за тот же период выросла более чем на 66 % – с 600 до 1000 рублей. Наибольшей популярностью пользуются платежи за услуги связи, в том числе услуги интернет-провайдеров, а также онлайн-покупки, погашение кредитов и пополнение электронных кошельков. Напомним, что «Легкий платеж» позволяет оплатить товары и услуги с мобильного телефона. При этом средством оплаты выступает банковский карточный счет клиента или лицевой счет в МТС. В сервисе можно зарегистрировать карту любого российского банка. Интересно, что 53 % дохода оператора от этой услуги приходится на Петербург, а на втором месте в списке – Сыктывкар (16 %), далее – Архангельск (5 %).
Структура мобильного платежа МТС
«Потенциал развития рынка мобильных платежей огромен, так как это круглосуточный, быстрый, безопасный и дешевый способ оплаты товаров и услуг из любой точки, где есть мобильная связь. В перспективе с мобильного телефона возможна будет оплата проезда в транспорте, парковки, перевод средств между частными лицами. Уже до конца второго квартала количество получателей платежей в регионе планируется увеличить на 75 %», – отметил директор департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрий Трошкин.
Также г-н Трошкин рассказал и об эволюции сервисов мобильных платежей компании МТС. Так, осенью 2008 года появилась услуга «МТС pay» в виде приложения на SIM-карте. Она была доступна лишь абонентам МТС, которые могли оплачивать необходимые продукты только с привязанной банковской картой через SMS-запросы. Далее, в июле 201 года, появился сервис «Легкий платеж». Уже изначально он давал пользователям возможность оплачивать услуги как с банковской карты, так и с мобильного счета и имел несколько интерфейсов – интернет-портал, мобильное приложение и проч. С апреля 2011 года услуга «Легкий платеж» стала доступна в том числе и абонентам других мобильных операторов. Обновленный функционал «Легкого платежа» также позволяет клиентам всех операторов платить с банковской карты без процедуры ее регистрации, для чего достаточно ввести только данные о номере карты, сроке ее действия, CVV или CVC.
В дальнейшем сервисы мобильной коммерции МТС будут развиваться по нарастающей, отмечает Дмитрий Трошкин. Это будут денежные переводы между физическими лицами с мобильных аппаратов с помощью технологической базы оператора, платежи, реализованные с помощью NFC-технологии с лицевых счетов абонентов или банковских карт (сейчас компания осуществляет пилотный NFC-проект в московском метро), мобильные платежи для массовых банковских карточных продуктов в партнерстве с платежными системами Visa, Master Card и проч., а также платежи в сторону третьих лиц с лицевого счета абонента. В данный момент МТС обеспечивает запуск открытой программы к системе платежей с лицевого счета пользователя.
Что касается вопроса безопасности мобильных и онлайн-платежей МТС, то, по словам Дмитрия Трошкина, доступ к приложению «Легкий платеж» защищен специальным кодом, который знает только пользователь услуги, поскольку сам его устанавливает. Это позволяет предотвратить доступ посторонних людей к приложению. По уровню безопасности мобильные платежи с банковских карт аналогичны любым другим видам платежей с использованием банковских карт. Безопасность прохождения платежей обеспечивают банки-партнеры (Банк Москвы). При платеже банк, в частности, проверяет адресата и назначение платежа. Эта мера позволяет исключить схемы мошенничества, основанные на подмене получателя платежа. Кроме того, при совершении каждого платежа сервис высылает абоненту SMS-сообщение с указанием суммы и запросом, хочет ли он осуществить платеж. Абоненту всегда необходимо подтверждать свое согласие ответным SMS.
Интересно, что рынок электронной коммерции в целом в последнее время активно обсуждается на различных площадках Петербурга. Недавно в городе состоялась конференция «Электронная коммерция – 2011: управление цепями поставок» (подробнее – см. новость раздела «Электронная коммерция» от 16 мая 2011 г.), а также мероприятие, посвященное электронным платежам и, в частности, виртуальным продажам, «Мобильный банкинг: телефон против банкомата». Участие в мероприятии приняли руководители крупных игроков рынка: «ВымпелKом», QIWI, «Яндекс.Деньги» и проч. – подробнее см. в материале раздела «Финансы» от 20 апреля 2011 г. Систематически в Петербурге проходят конференции, посвященные созданию и успешной работе интернет-магазинов, см., к примеру, материал раздела «Интернет-торговля» от 9 декабря 2010 г. или материал раздела «Интернет-торговля» от 2 апреля 2010 г. О последних тенденция в области интернет-продаж см. интервью генерального директора «QIWI Кошелька» Андрея Попкова.