Такие данные, основанные на исследовании J'son & Partners Consulting и собственной информации компании, привел в пятницу директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Сергей Иревли на III Ежегодном бизнес-форуме "Телеком 2015: Точки изменений", организованном издательским домом "Коммерсантъ".
Число проданных оператором SIM-карт по итогам прошлого года увеличилось на 400 тыс. и достигло 2,9 млн, отметил менеджер. "Рассчитываем прийти к куда большим доходам, чем сейчас, благо что есть понимание, куда двигаться", - подчеркнул Сергей Иревли. По его словам, в 2015 г. рост рынка M2M в России, вероятно, сохранится, но может уменьшиться в связи с общими экономическими проблемами.
Доминирующее положение в сервисах M2M занимает мониторинг транспорта (около 43% SIM-карт в количественном исчислении), говорит Сергей Иревли. Здесь он выделил такие области, как мониторинг движения и состояния автомобиля (Fleet management), системы сигнализации и "умное" страхование. Еще 23% рынка приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, остальные сегменты представлены примерно в равных долях.
Однозначных параметров для оценки рынка M2M не существует, поскольку не на всех M2M-тарифах в сегментах B2B и B2C живут реальные абоненты, возражает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева. "Если оценивать по IMEI (International Mobile Equipment Identity, международный идентификатор мобильного оборудования - Прим. ComNews) абонентскую базу B2B и B2C, то выяснится, что большое количество абонентов M2M живет на "человеческих" тарифах, а часть оборудования имеет или некорректные IMEI, или они вовсе отсутствуют", - добавляет она.
По методикам оценки "ВымпелКома", эта компания занимает 30% рынка в выручке. Оператор планирует увеличить долю не менее чем на 5% к концу 2015 г., говорит Анна Айбашева. Вся абонентская база M2M "ВымпелКома" выросла в 2014 г. на 51%, при этом абсолютных показателей оператор не раскрывает.
Необходимо учитывать как коробочные M2M-решения, так и В2С-сегмент (например, абонент купил SIM-карту для SMS-розетки), отмечает в свою очередь пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова. "По характеру потребления трафика мы также видим таких клиентов и понимаем, что эта SIM-карта установлена в устройстве, которое относится к Интернету вещей", - объясняет она.
По словам Бекетовой, суммарно более 2 млн SIM-карт "МегаФона" связаны с M2M-платформами и устройствами. Одним из драйверов рынка в 2015 г. станет Интернет вещей, прирост в котором по итогам прошлого года составил более 50%. Прогнозный рост рынка M2M составляет 40-50% в зависимости от государственного участия и стратегий развития крупных игроков, заключает Алия Бекетова.
Даниил Сидоров