В прошлом году МТС приняла решение о создании четвертой бизнес-единицы, которая должна была управлять собственной магистральной сетью, а также сетью приобретенного в конце 2009 года оператора "Евротел". Компания отказывается от этого плана и создает новый структурный блок, рассказали "Ъ" в пресс-службе компании. По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, в единый блок МГ/МН-связи будут объединены направления продажи магистральных каналов и IP-трафика, управление фиксированной связью, интерконнектом и роумингом. Подразделение будет подчиняться вице-президенту МТС по коммерции Михаилу Герчуку, а возглавит его первый вице-президент "Комстара" Алексей Гончарук, брат бывшего президента АФК "Система" Александра Гончарука. Госпожа Осадчая поясняет, что ранее направление магистральных сетей развивалось с точки зрения строительства и обеспечения собственных потребностей, а сейчас компания намерена "монетизировать эти ресурсы за счет развития волоконно-оптических линий связи и синергии между приобретенными активами — "Комстар" и "Евротел"".
Объем магистрального рынка (аренда каналов и IP-транзит) по итогам прошлого года составил около 32,5 млрд руб., из которых на магистральный интернет-доступ пришлось более 38%, напоминает директор по развитию бизнеса Frost & Sullivan в России Татьяна Толмачева. Основными игроками на нем были "Ростелеком" (34%), "Транстелеком" (31%), "Синтерра" (14%) и "Вымпелком" через "дочку" "Голден Телеком" (11%). На "дочку" МТС "Евротел" приходится примерно 2%.
Цели по доходам нового блока будут определены как процент от выручки, стратегическая цель — увеличить свою долю на рынке магистральных каналов и IP-транзита до 20%, из которых 10% придется на внутреннее потребление, поясняют в МТС. Источник "Ъ" в операторе отмечает, что по итогам 2010 года МТС заработала на магистральном рынке около 2 млрд руб. (примерно 6% рынка в денежном выражении), а через два-три года намерена увеличить этот показатель в три-четыре раза. Госпожа Осадчая добавляет, что МТС рассчитывает передавать по собственным каналам около 90% своего трафика, экономия затрат за счет обеспечения собственных потребностей в передаче трафика должна составить примерно $20-30 млн в год.
"В "МегаФоне" (протяженность магистральной сети после покупки "Синтерры" — около 100 тыс. км.— "Ъ") подобная структура в такой конфигурации работает уже полтора года,— говорит заместитель гендиректора "МегаФона" по развитию федеральных корпоративных продаж и операторского бизнеса Константин Солодухин.— Когда все процессы сосредоточены в одном блоке, это позволяет не только эффективно управлять закупкой и продажей ресурсов (например, межоператорского роумингового трафика), но и вместе с тем реализовать избыточные мощности, так как вы разговариваете с продавцом и покупателем одновременно".
На конец 2010 года протяженность магистральной сети "Вымпелкома" составляла 106,8 тыс. км (без учета местной опорной сети), за 2011 год оператор планирует увеличить ее протяженность примерно на 20%. "Доля рынка магистральных каналов не является для нас абсолютным приоритетом — мы ориентированы прежде всего на конечных пользователей. Тем не менее в результате реализации нашей стратегии в ближайшие годы мы вполне можем стать крупнейшим оператором магистральных сетей после "Ростелекома" (около 160 тыс. км.— "Ъ")",— рассчитывает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.
Инна Ерохина