Сотовые подключения: русская сотня

Завершающий месяц лета 2006 года преподнес участникам и аналитикам рынка долгожданный презент в виде преодоления 100 % рубежа проникновения сотовой связи в России. Тем не менее, рост рынка, в том числе и петербургского, на этом явно останавливаться не собирается – по крайней мере, резких колебаний в конце лета замечено не было.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в августе 2006 г. достигло 145,135 млн, увеличившись на 2,065 млн с июля 2006 г.. Напомним, что прирост в июле составил 2,850 млн, а в июне - 2,805 млн. абонентов. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в августе до круглой цифры 100 % против 98,5 % в июле. Таким образом, рост составил 1,5 % - интересно, что предыдущие три месяца, по данным AC&M Consulting, проникновение росло равными темпами - по 1,9 % в месяц.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец августа составил 25,623 млн и 8,439 млн соответственно (на конец июля - 25,299 млн и 8,272 млн пользователей соответственно), а проникновение составило 150,9 % (Москва) и 133,1 % (Петербург) (показатели июля – 149 % и 130,5 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 324 тыс., а в Петербурге - 167 тыс. пользователей. Если московский показатель – ниже июльского на 49 тыс., то петербургский – выше уровня прироста предыдущего месяца на 3 тыс.

В августе чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: «МегаФону» достались 36,9 %, МТС 19,2 %, «ВымпелКом» занял 16,9 % прироста общей абонентской базы, а остальным операторам остались 27 %.

В итоге к концу августа абонентская база операторов «большой тройки» в России насчитывала (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели июля): МТС – 49,589 млн (49192 млн), «ВымпелКом» - 47,499 млн (47,149 млн), «МегаФон» - 27,448 млн (26,687 млн). Рынок России в августе оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,2 % (доля по сравнению с июлем снизилась на 0,2 %), «ВымпелКом» контролирует 32,7 % (уменьшение доли на 0,3 %), «МегаФон» занимает 18,9 % (рост на 0,2 %), остальные операторы владеют 14,2 % (увеличение доли на 0,3 %). Таким образом, уже не первый месяц рост по этому показателю демонстрируют «МегаФон» и региональные операторы.

В Петербурге в августе чистый прирост абонентской базы составил 167 тыс. пользователей, и на сей раз первое место заняли Мобильные ТелеСистемы с 28,4 %, а второе место поделили лидер июля Теле2 и компания «ВымпелКом» - обоим удалось привлечь 24,3 % новых абонентов. «МегаФон Северо-Запад» получил 20 %, а «Скай Линк» - 3 % от числа общего прироста.

Доли петербургского рынка в результате распределились в августе так: «МегаФон» занимает 35,8 % (потеря 0,5 % по сравнению с июлем), МТС владеет 31,6 % (рост на 0,1 %), «Билайн» - 23,1 % (рост на 0,2 %), Теле2 – 7,3 % (улучшение позиций на 0,2 %), «Скай Линк» - 2,2 % (без изменений).

Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленобласти в августе по оценкам spbIT.ru составляет около 260 тыс. стартовых пакетов, что заметно меньше результатов прошлого месяца. Напомним, что июльский показатель равнялся 290 тыс. На первом месте среди дилеров по итогам августа (по данным spbIT.ru) находится «Евросеть» с 49,2 тыс. проданных контрактов. На второе место вернулась потерявшая было его в июле «Ультра» - эта сеть реализовала 47,5 тыс. контрактов. На третьем месте – «Связной» с 44,3 тыс. подключений. «Телефорум» показал уровень продаж в 33,8 тыс., «Диксис» - 28,5 тыс., а «Цифроград» - 19 тыс.

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в августе вновь стал «Билайн» - к нему подключилось порядка 30 % новых абонентов (такой же результат был достигнут и в июле). На втором месте – Tele2 с 28,8 %, затем следуют МТС с 22 %, «МегаФон» получил 18 %, а Скай Линк – 1,2 %. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов.

В августе отмечался некоторый спад маркетинговой активности операторов, который имел некоторые последствия для результатов продаж, как мы видели, но стал лишь затишьем перед осенней серией инициатив.

Одним из первых в августе проявили активность «Мобильные ТелеСистемы»: с начала месяца оператор запустил в Петербурге акцию, направленную на популяризацию услуги MMS. Предложение действовали до 31 августа для всех тарифных планов оператора, и в его рамках стоимость MMS-сообщений на всех тарифных планах была приравнена к стоимости SMS-сообщений (см. выпуск новостей от 4 августа 2006 г.). Таким образом, цена MMS-сообщения в течение августа составила $0,05 (без учета НДС). Напомним, что с февраля по апрель этого года оператор МТС уже проводил подобную акцию, которая носила название «Все равноцентно». Кроме того, в этом же месяце оператор продолжил продвижение тарифов группы «Профи»: абонентам, подключившимся на эти тарифные планы, были предложены возможность бесплатного выбора городского номера, льготная схема оплаты и вознаграждение на счет за каждый входящий звонок (см. выпуск новостей от 7 августа 2006 г.).

Практически одновременно оператор «Скай Линк Санкт-Петербург» (стандарт CDMA-450) запустил новые тарифные планы с семизначной и федеральной нумерацией - «Турбо». Отличительной особенностью нового предложения является возможность мобильной передачи данных только в режиме «Скай Турбо» - с использованием технологии EV-DO, которая обеспечивает скорости до 2,4 Мбит/с (см. выпуск новостей от 8 августа 2006 г.).

А в конце августа оператор «МегаФон Северо-Запад» объявил о запуске новой акции, в ходе которой абоненты при подключении к его сети в период с 21 августа по 30 сентября 2006 года получат возможность отправить по 200 бесплатных SMS ежедневно в течение 60 дней. Единственное ограничение – бесплатные SMS можно отправлять с 00.00 до 12.00 часов дня, при этом неиспользованное за день количество сообщений обнуляется. Напомним, что стандартная стоимость отправки одного SMS-сообщения в сети этого оператора – 1,7 рубля с учетом НДС (50-процентная скидка предоставляется в рамках опции «Мобильный Фаворит»). Таким образом, максимально возможную сумму бонуса можно оценить в 340 рублей в день, а за два месяца (60 дней) – 20,4 тыс. рублей (см. выпуск новостей от 22 августа 2006 г.).

Среди акций с дилерами следует отметить совместное мероприятие МТС и сети «Диксис», в рамках которого участники представили специальный проект – фирменную карту Петербурга. Карта вручалась всем подключившимся к МТС в салонах «Диксис» и одновременно предоставляла право на скидку.

Автор: Юрий Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: