Октябрьские подключения Северной столицы: прыжок аутсайдера

В октябре рост совокупной базы российских абонентов сотовых сетей показал наихудший результат с конца 2002 года. Видимо, в первую очередь это связано с преодолением в предыдущие месяцы текущего года 100 % рубежа проникновения мобильной связи в России. Однако на рынке Северной столицы попутно с все еще довольно динамичным ростом абонентской базы продолжаются становящиеся все более заметными перемены – шведский оператор Теле2 стремительно наращивает свои позиции.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в октябре 2006 года достигло 147,805 млн, увеличившись на 0,925 млн с сентября 2006 года. Напомним, что прирост в сентябре составил 1,745 млн, а в августе - 2,065 млн. Октябрьский показатель – наихудший по оценкам AC&M Consulting с ноября 2002 года Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в октябре до 101,8 % против 100,2 % в сентябре и 100 % в августе.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец октября составил 26,047 млн и 8,618 млн соответственно (на конец сентября - 25,866 млн и 8,539 млн пользователей  соответственно), а проникновение составило 153,4 % (Москва) и 135,9 % (Петербург) (показатели сентября – 152,3 % и 134,7 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 181 тыс., а в Петербурге – 79 тыс. пользователей. Показатели чистого прироста в обеих столицах – значительно ниже аналогичных показателей за все предыдущие месяцы. Так, в сентябре чистый прирост составил в Москве 324 тыс., а в Петербурге – 100 тыс.

В октябре чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: «МегаФону» достались 40,2 %, МТС 17,5 %, «ВымпелКом» показал отрицательный чистый прирост по всей России в результате технического оттока неактивных абонентов, а остальным операторам остались 42,3 %. Отметим, что в октябре проявилась гиперболизированная тенденция предыдущих месяцев в плане мест игроков в «общем зачете» - «МегаФон» и региональные операторы в сентябре и августе также были лидерами, а «ВымпелКом» замыкал список.

В итоге к концу октября абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели сентября): МТС преодолели очередной «юбилейный» рубеж – количество их абонентов по России составляет 50,217 млн ( 49,990 млн), «ВымпелКом» - 47,281 млн (47,651 млн), «МегаФон» - 28,590 млн (28,070 млн). Рынок России в октябре оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 34,0 % (доля по сравнению с сентябрем снизилась на 0,1 %), «ВымпелКом» контролирует 32,0 % (уменьшение доли на 0,4 %), «МегаФон» занимает 19,3 % (рост на 0,2%), остальные операторы владеют 14,7 % (увеличение доли на 0,3 %). Таким образом, начиная с лета текущего года, рост по  этому показателю демонстрируют «МегаФон» и региональные операторы.

В Петербурге в октябре чистый прирост абонентской базы составил 79 тыс. пользователей, и на сей раз первое место занял уже побывавший на месте лидера в этом показателе Теле2 (см. выпуск новостей от 31 августа 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n9991). Причем в октябре находящийся до сих пор на последнем среди GSM-операторов месте по доле рынка Теле2 смог взять 77,3 % от чистого прироста совокупной абонентской базы. МТС – на втором месте с 13,8 %, «МегаФон Северо-Запад» получил 7,6 %, а «Скай Линк» - 1,3 % от числа общего прироста.

Доли петербургского рынка в результате распределились в октябре так: «МегаФон» занимает 35,2 % (потеря 0,2 % по сравнению с сентябрем), МТС владеет 31,4 % (потеря 0,1 %), «Билайн» - 22,9 % (потеря 0,3 %), а Теле2 – 8,4 % (улучшение позиций на 0,7 % - рекордный показатель для этого оператора). «Скай Линк» владеет 2,1 % рынка (потеря 0,1 %).

Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленобласти в октябре по оценкам spbIT.ru составляет около 255 тыс. стартовых пакетов, что ненамного больше результатов прошлого месяца. Напомним, что сентябрьский показатель равнялся 250 тыс., августовский – 260 тыс. Таким образом, очевидно, что вне сезонных всплесков рынок подключений стабилизировался.

На первом месте среди дилеров по итогам сентября (по данным spbIT.ru) находится «Евросеть» с 49 тыс. проданных контрактов. На второе место вновь вышел «Связной» - 47 тыс. стартовых пакетов. На третьем месте находится лидер прошлого месяца «Ультра» - в октябре эта сеть реализовала 43 тыс. контрактов. «Телефорум» показал уровень продаж в 35 тыс., «Диксис» - 22 тыс. а «Цифроград» - 21,5 тыс.

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в октябре стал все тот же «Теле2» - к нему подключилось порядка 31,5 % новых абонентов. На втором месте – «МегаФон» с 26,2 %, затем следует лидер прошлых месяцев «Билайн» с 25,3 %, а Скай Линк привлек 1,1 % подключившихся абонентов. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов. Также следует отметить, что уже достаточно давно эксперты рынка отмечают, что размер абонентской базы или уровень подключений не влияет напрямую на доход как от абонента в среднем, так и у оператора целиком.

Маркетинговая активность в октябре снова стала расти, причем как со стороны операторов, так и со стороны дилерских сетей.

Так, Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» запустил в начале месяца три новых тарифных модификатора: «Своя сеть», «Соседи» и «Счастливые часы». Они позволяют получать скидку в размере 50 % на звонки в то или иное время суток, а также на определенные направления вызовов (см. выпуск новостей от 5 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10453/ ). Тарифный модификатор «Своя сеть» позволяет получить скидку 50 % на все внутрисетевые звонки, «Соседи» - на звонки на телефоны других операторов сотовой связи «домашнего» региона. При подключении опции «Счастливые часы» скидка 50 % распространяется на все звонки в любой день недели, но только в определенное время суток. Так, модификатор «Счастливые Часы – Утро» действует с 07.00 до 11.59, «Счастливые Часы – День» - с 12.00 до 17.59, «Счастливые Часы – Вечер» - с 18.00 до 21.59, а «Счастливые Часы – Ночь» - с 22.00 до 06.59. Данные опции могут быть подключены как раздельно (какая-либо одна), так и в любой комбинации (несколько опций или все вместе).

Почти одновременно другой оператор, Теле2, запустил новую рекламную кампанию, разработанную специально для Петербурга и Ленинградской области – она проходит под лозунгом «Территория под контролем» и связана с увеличением зоны покрытия Теле2 в регионе в три раза по сравнению с прошлым годом (см. выпуск новостей от 6 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10471/ ).

В середине октября «Билайн» вывел на рынок Петербурга и Ленобласти тарифный план «Проще говоря 2:0» (см. выпуск дайджеста от 17 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10615/ ). Основной особенностью предложения является предоставление абонентам каждой второй минуты эфирного времени бесплатно.

«Мобильные ТелеСистемы» тем временем в рамках продвижения своего тарифного плана Red объявили о начислении бонуса с 20 октября до 01 марта 2006 года абонентам этого тарифного плана за входящие звонки с мобильных. В рамках акции «Заработай на входящих!» абонентам Red начисляется бонус в размере $0,01 за все входящие вызовы, за исключением входящих от абонентов МТС (см. выпуск дайджеста от 20 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10667/ ).

А «Билайн» 26 октября 2006 года запустил в Петербурге и Ленинградской области безлимитный тарифный план «Свободный стиль» с предоплатной системой расчетов. Это предложение стало заменой закрытого для подключений в сентябре тарифа «Супер+», а основным отличием «Свободного стиля» от своего предшественника является тарификация в рублях. Абонентская плата на новом тарифе «Свободный стиль» с федеральным номером равна 59,96 рубля в день, включая налоги. За эти деньги абонент получает безлимитную исходящую связь в пределах Петербурга и Ленобласти (все входящие, разумеется, также бесплатны) (см. выпуск новостей от 27 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10748/ ).

Дилерские сети также проводили акции совместно с операторами. Интересно, что среди последних наиболее отличился опять таки Теле2. Так, еще в сентябре сеть салонов «Телефорум» совместно с оператором сотовой связи TELE2 провела рекламную акцию «Есть темы, на которые не принято говорить», в рамках которой каждый абонент, подключившийся в магазинах «Телефорум» к сети TELE2 в период проведения акции, получил нестандартный подарок – контрацептив (см. выпуск новостей от 3 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10416/ ). По итогам акции, число подключившихся к TELE2 в салонах связи «Телефорум» выросло на 30 % по сравнению с предыдущим месяцем.

А с октября Tele2 вместе с центрами мобильной связи «Связной» проводит маркетинговую акцию в рамках рекламной кампании «Территория под контролем»: при подключении к сети этого оператора абонент получает в подарок игру «Мафия» созданную на основе популярной во всем мире экономической игры «Монополия» (см. выпуск новостей от 27 октября 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n10749/ ). По предварительным результатам, количество подключений к оператору в салонах «Связной» выросло на 50 % по сравнению с прошлыми месяцами.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети