Онлайновый фриланс дает добро

Развитие российского Интернета стимулирует развитие относительно нового для Рунета явления – фриланса или удаленной работы. Пока его развитие сдерживает низкая информированность потенциальных работодателей и сотрудников о его возможностях. Однако о росте популярности фриланса свидетельствует появление новых интернет-ресурсов, посвященных телеработе. Наряду с одним из наиболее старых и посещаемых петербургских проектов Free-lance.ru в 2006 году в Северной столице активно развивался сайт FreelanceJob.ru, появился также проект Swoode.ru, который пока находится в тестовой эксплуатации. Кроме того, в минувшем году был запущен федеральный проект Kadrof.ru, который является не биржей фриланс-вакансий, а первым справочно-информационным порталом, посвященным тонкостям удаленной работы.

Фриланс (от англ. слова freelance - внештатный сотрудник, свободный работник) означает работу без контракта, внештатным сотрудником. Фриланс в Интернете заключается в поиске заказов через глобальную паутину, их выполнении и получении за это оплаты. Денежные расчеты ведутся через банк, почту или системы электронных платежей: российские WebMoney, «Yandex.Деньги», e-port или западную E-gold. В настоящее время на рынке телеработы наиболее востребованы программисты, дизайнеры, преимущественно веб, журналисты и представители других творческих профессий. Это связано с тем, что результаты их труда (статьи, программные коды, графику) можно без труда отправить по электронной почте.

Телеработа - не российское изобретение, а ноу-хау развитых стран Европы и Северной Америки (США, Канада). По статистике, в США удаленно работают 5,8 % населения, практически 17 млн человек. Причем их доходы почти в два раза превышают оклады не занятых во фриланс людей: $50 тысяч в год против $30 тысяч. С появлением Интернета и в России начали появляться первые телеработники. Однако существенно затормозил развитие фриланса экономический кризис, произошедший в 1998 году. Новый этап развития российского фриланса начался после 2000 года, когда появились интернет-биржи удаленного труда, ставшие посредниками между заказчиками и исполнителями (goody.ru, rubler.ru, telerabotnik.com), многие из них сегодня уже не существуют. Основной ошибкой этих проектов была попытка ввести плату за использование сервисов, к чему российские работники оказались не готовы. Однако, по достижении российским фрилансерским сообществом определенной зрелости, в последние два года на базе этой модели создаются новые и новые тематические ресурсы, что свидетельствует о повышении внимания к фрилансу как в двух российских столицах, так и в других регионах.

Самыми популярными ресурсами сегодня являются российский Free-Lance.ru и украинский Weblancer.net. Работает несколько небольших бирж труда, к числу которых можно отнести Rentaguru.ru, Freelancehunt.com, Rjs.ru, Free-lancer.ru, ITrex.ru.

Free-lance.ru имеет петербургские корни, после ряда доработок он был вновь открыт еще в 2005 году (см. выпуск новостей от 31 мая 2005 г.), а пилотная версия портала появилась в середине июля 2004 года. В 2005 году в полной версии сайта были добавлены новые сервисы для коммуникаций между посетителями сайта. Были созданы механизм социальных связей, блоги, сообщения, команда уведомления и т.д. Успех проекта был подтвержден тем, что в конце 2005 года его создатели объявили о запуске двух новых интернет-сервисов 10Mpx.ru и «Семь рук» (7ruk.ru) (см. выпуск новостей от 2 ноября 2005 г.). Первый ориентирован на фотографов, которые смогут через него самостоятельно продавать свои работы, второй – на установление связей между людьми через их общих знакомых. Осенью того же года команда создателей веб-ресурса Free-lance.ru провела в Петербурге первую Всероссийскую конференцию фрилансеров (см. выпуск новостей от 28 ноября 2005 г.).

Изначально у создателей сайта не было цели заработать на проекте. Однако в дальнейшем на Free-lance.ru были введены платные личные записи (аккаунты), плата на них составляет порядка $5 в месяц. Еще одна платная услуга, которую предполагалось ввести, – регистрация в компании тех фрилансеров, кому для заключения контракта с работодателем необходимы официальные документы. По желанию работодателя, за небольшой процент от сделки Free-lance.ru выступает финансовым посредником между сторонами и принимает оплату от работодателя, лишь после успешного выполнения работы передавая деньги исполнителю.

Одним из новых проектов в этом тематическом сегменте в 2006 году стал Freelancejob.ru. Идея создания Freelancejob родилась еще в 2002 году, а непосредственно к созданию портала создателей подтолкнул успех Free-lance.ru. По их словам, они ставили задачу не сделать конкурирующий ресурс, а разработать модель более узко сегментированной биржи фрилансеров.

Работу по разработке портала выполнило московское дизайн-бюро «Совка» (название веб-ресурса студии имеет название «Совка.нет»). Оно было основано в июне 2006 года на базе французской архитектурной студии «Деко интериорс». «Совка» предлагает полный цикл услуг по созданию сайтов, разработке дизайна для полиграфии или фирменного стиля. Один из значимых проектов веб-студии – сайт Ki4.Ru («Красавица и Чудовище»): это обзор дизайн-студий и разработанных ими сайтов и логотипов, распределенных на две большие группы: наиболее привлекательные проекты и наименее качественные.

В июле 2006 года идея воплотилась в виде ресурса Freelancejob.ru, на сегодняшний день головной офис проекта располагается в Петербурге. Основное отличие портала от ему подобных в том, что сайт ориентирован, прежде всего, на профессиональных фрилансеров. Попасть в каталог портала можно только после серьезной проверки и предоставления качественного портфолио работ. С другой стороны, такой подход позволяет проекту поддерживать определенную репутацию и предлагать фрилансерам заказы только высокого уровня. При распространенной цене за услуги фрилансера по созданию небольшого веб-сайта в пределах $100, средний бюджет проектов на Freelancejob.ru составляет $1 тыс. за сайт, $300-500 долларов за логотип. Стоимость портала начинается от $2 тыс.

В каталоге могут зарегистрироваться дизайнеры, программисты, оптимизаторы, журналисты. В то же время большинство заказов связано с дизайном и разработкой сайтов. Поэтому можно сказать, что сейчас биржа ориентирована в основном на веб- и принт-дизайнеров и меньше – на программистов и журналистов.

Как пояснил один из создателей портала Freelancejob.ru и ki4.ru Альберт Хайруллин, проект адресован российской аудитории, но также большое количество фрилансеров регистрируется из СНГ. На данный момент аудитория портала делится следующим образом: 38 % - москвичи, 31 % - жители других регионов России, 19 % - стран СНГ и 12 % - пользователи из Петербурга. Только за первый месяц работы в каталоге было зарегистрировано более 200 фрилансеров, и сейчас их количество значительно увеличилось. Количество ежедневно появляющихся на портале заказов исчисляется в пределах десятка, но их небольшое количество создатели оправдывают высоким качеством.

В ближайших планах Freelancejob.ru - ввести новый сервис, «Работа на рецензию». Им смогут пользоваться только зарегистрированные фрилансеры: они получат возможность выставлять свои работы перед тем, как показать их заказчику. Также на Freelancejob.ru планируется провести конкурс на самого профессионального фрилансера в определенной области и самую профессиональную работу из портфолио. Недавно открылась рассылка на портале Subscribe.ru. На днях создатели проекта обещают представить сайт в новом облике и ввести новые специальности фрилансеров, которые не присутствуют на аналогичных биржах - это модельер и фотомодель.

Также в конце 2006 года было объявлено о запуске в тестовую эксплуатацию другой петербургской биржи для фрилансеров - Swoode.ru, которая поддерживается одноименной компанией (см. выпуск дайджеста от 31 октября 2006 г.). По информации создателей проекта, инвестиции в ресурс за первые 4 месяца составили примерно $300 тыс. На рекламу каждый месяц будет расходоваться $10–15 тыс.

В настоящее время портал Swoode.ru работает в тестовом режиме. Ресурс позволяет найти работу в режиме реального времени. Он рассчитан на дизайнеров, программистов, журналистов, менеджеров и других специалистов, работающих в сфере ИТ. На портале разрабатываются проекты, специалистам предоставляется возможность опубликовать свой портфолио, работодателям – заказы на разработку, а также выбрать исполнителя из имеющейся базы. Пока авторы проекта рассчитывают зарабатывать на размещении рекламы, затем будут внедрены дополнительные платные сервисы для обеспечения комфорта работы пользователей – платежные, технические и др. Также планируется оказывать маркетинговые услуги.

«При необходимости заказчик может собрать полноценную команду сотрудников. Еще одно новшество ресурса – возможность бесплатно задействовать в работе менеджера портала, который будет курировать более сложные разработки», - отметил генеральный директор Swoode.ru Артем Камкин. Сейчас сформирована юридическая база, с помощью которой можно контролировать моменты, связанные с невыполнением заказов или оплатой. В перспективе развития ресурса – создание собственного сервиса оплаты. Создатели ресурса рассчитывают получать 5 % от переведенных сумм для поддержания взаимоотношений между специалистом и нанимателем и реализации дополнительных сервисов. Сотрудничество заказчика и исполнителя будет осуществляться на основе договора.

Портал Swoode.ru создан в Петербурге, но его авторы рассчитывают в скором времени выйти на федеральный уровень. В ближайшее время будет введена в эксплуатацию система управления заданиями, упрощающая взаимодействие между заказчиками, менеджерами и специалистами. Изменится пользовательский интерфейс. В январе 2007 года начнет работу англоязычная версия ресурса, в марте-апреле 2007 года планируется открыть представительство компании в США.

Однако, несмотря на анонсированные создателями планы, пока Swoode.ru, по мнению профессионалов отрасли, создает впечатление «сырого» проекта. «На мой взгляд, в том виде, в котором проект Swoode.ru сейчас работает, ему будет трудно конкурировать с ресурсами вроде Free-lance.ru. Дальнейшие прогнозы можно будет делать, когда ресурс будет развиваться и на нем появятся изменения», - отметил автор и владелец сайта Kadrof.ru Сергей Антропов. «Что касается сайта Swoode.ru , его команда пользовалась объявлениями нашего сайта и переманивала фрилансеров из нашего каталога, не признавая этот факт. С таким подходом у авторов проекта ничего не получится: все решает дипломатия. К тому же, у ресурса нет никаких отличий от конкурирующих проектов», - заявил создатель Freelancejob.ru Альберт Хайруллин.

Также весной минувшего года появился проект Kadrof.ru, который по сути своей представляет ресурс федеральный, но активно посещается петербургскими пользователями. Автор и владелец проекта - фрилансер Сергей Антропов, занимающийся журналистикой и копирайтом, поддержкой, оптимизацией и раскруткой сайтов. В свое время Сергей Антропов сотрудничал с одним из старейших петербургских изданий о компьютерах «Компьютер Price», а сейчас живет в Ижевске.

Главная цель сайта не создание базы вакансий, а информационная поддержка фрилансеров и работодателей. Для этого на проекте собирается максимум информации о фрилансе, начиная с поиска заказов и особенностей работы через Интернет до юридических и психологических вопросов. Здесь размещаются новости фриланса, статьи о фрилансе и интервью с представителями сообщества. Работает ежедневно обновляемая база вакансий, поддерживается каталог сайтов о телеработе, организованы рассылка и форум.

«В Рунете много бирж телеработы, но нет информационных сайтов о фрилансе, где люди могут прочитать, что такое фриланс, узнать, как начать этим заниматься, секреты профессии и так далее. Kadrof.ru работает именно в этой сфере и ни в коем случае не составляет конкуренции биржам, у сайта другие цели и другая ниша. Кроме того, многое на сайте было сделано впервые. Например, первая лента новостей фриланса, первая постоянная рубрика интервью, в 2006 году появился «Кодекс фрилансера», тоже первый в Рунете», - пояснил Сергей Антропов.

Kadrof.ru не имеет региональной направленности, и по статистике пользователи из Петербурга занимают по количеству второе место после москвичей. В течение 2006 года сайт посетили более 38 тыс. фрилансеров и работодателей. Каждый месяц сайт посещают около 7 тыс. человек более чем из 50 стран. Они просматривают более 20 тыс. страниц. В планах развития сайта на 2007 год - значительно увеличить количество новостей и статей, сделать новый раздел с вакансиями, развивать форум.

По мнению создателей проектов о фрилансе, у этой формы работы есть все шансы привиться на российской почве. Если раньше развитие фриланса значительным образом сдерживала дороговизна и недоступность Интернета, то с появлением новых технологий в этой сфере она устраняется. Интерес к фрилансу проявляют специалисты не только двух столиц, но и других регионов России, о чем свидетельствует как статистика посещаемости фрилансерских ресурсов, так и профили их пользователей. «Шансы выйти на западный уровень в использовании фрилансерского труда у нас самые высокие, так как фриланс выгоден обеим сторонам - и заказчикам, и работникам. Фриланс позволяет работать с заказчиками из других регионов без переезда, проблем с покупкой жилья в другом регионе, без больших затрат. Многие мечтают получать зарплату московского уровня, а тратить ее в регионе. Фриланс - одно из решений проблем безработицы, низкого уровня жизни в некоторых областях», - заметил по этому поводу владелец сайта Kadrof.ru Сергей Антропов.

Как отмечают эксперты, одной из проблем российского фриланса на сегодняшний день остается отсутствие информации об этом явлении и разный уровень квалификации специалистов–фрилансеров: от любителей-новичков до профессионалов. Первые нередко снижают репутацию фрилансерского труда своими действиями. Кроме того, Петербург до сих пор отстает от первопрестольной по развитию этого направления. «В других городах помимо Москвы и Петербурга фриланс развивается, но 70 % заказчиков до сих пор проживает в столице. Петербургский заказчик не готов платить столько, сколько платит московский. Думаю, со временем в Северной столице ситуация изменится в лучшую сторону. Пока же в этом городе к фрилансерам нередко относятся не как к профессионалам, а как людям, которых не берут в штат профессиональных студий», - резюмировал Альберт Хайруллин из Freelancejob.ru.

Автор: Анастасия Симакина.

Тематики: Интернет, Маркетинг, ПО, Outsourcing, Кадры, Финансы, Web

Ключевые слова: