Легкие перемены. На стабильном рынке коммутируемого доступа

Рынок коммутируемого доступа снова диктует игрокам свои правила. Так, в ближайшее время «Ланк Телеком» и «Зебра Телеком СПб» запускают новые цены на работу в сети Интернет. При этом если первый снижает и приводит к единой цифре стоимость часа на своих универсальных картах, то «Зебра Телеком СПб» наоборот повышает цены. В целом же, по оценкам игроков, сегодня рынок коммутируемого доступа достаточно стабилен.

Напомним, что летом прошлого года компания «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) ввела плату за вызов на модемный пул интернет-провайдера (см. выпуск новостей от 13 июня 2006 г.), окончательная стоимостью вызова для операторов была назначена в размере 0,18 рубля (см. выпуск новостей от 4 июля 2006 г.). Следствием этого стало то, что интернет-провайдерам Петербурга пришлось увеличить цены на коммутируемый доступ в Интернет (см. итоговый обзор рынка фиксированной связи за 2006 г.).

В частности, компанией «ЛАНК Телеком» были выпущены интернет-карты других номиналов, а по универсальным картам было пересмотрено количество часов, включенных в стоимость карты (см. выпуск новостей от 26 июля 2006 г.). Сегодня интернет-карты провайдера представлены номиналами 3, 6 и 12 часов стоимостью 80, 150 и 290 рублей соответственно (стоимость часа вне зависимости от номинала составляет 25 рублей). В то же время на универсальных картах, где до этого цена за один час не зависела от их стоимости, стал действовать принцип «чем дороже карта, тем дешевле час». На данный момент универсальные карты «ЛАНК Телеком» представлены номиналами 50, 100, 200 и 400 рублей. Стоимость часа работы в сети Интернет по ним составляет 33,33, 28,57, 26,67 и 25,81 рубля и соответственно по картам пользователь получает 1,5, 3,5, 7,5 и 15,5 часов (данные расположены по возрастанию номиналов карт).

С 1 апреля компания вновь меняет расценки по универсальным картам и приводит работу к прежней схеме – стоимость часа будет снижена и составит 25 рублей для всех карт вне зависимости от номинала. Таким образом, по картам за 50, 100, 200 и 400 рублей пользователи получат 2, 4, 8 и 16 интернет-часов соответственно. «Снижение стоимости часа связано с желанием повысить общую привлекательность карты и, как следствие, увеличить количество пользователей междугородной связи. Очевидно, что общее увеличение количества пользователей универсальных карт, которые, возможно, приобретут карту ради услуги dial-up, повысит и потребление услуги МГ/МН связи», - комментирует ввод новых расценок руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей. Отметим, что также с 1 апреля снижаются тарифы на звонки по России, СНГ и Прибалтике. В частности, вызовы на фиксированные телефоны по России обойдутся от 1 рубля в минуту по Петербургу до 4,83 рубля за минуту на Дальний Восток, по странам СНГ и Прибалтике стоимость минуты будет варьироваться от 4,89 до 10,73 рубля. Звонки на мобильные телефоны обойдутся в 3,48 рубля по Петербургу и в 4,15 – по России, по странам СНГ и Прибалтике стоимость будет варьироваться от 9,55 до 19,09 рубля.

В то же время компания «Зебра Телеком СПб», также в конце лета 2006 года изменившая расценки на коммутируемый доступ в Интернет, с 30 марта снова увеличивает стоимость часа. На данный момент компания предлагает абонентам базовый тарифный план с изменением стоимости часа работы в сети в зависимости от времени суток. В будние дни с 8.00 до 20.00 она составляет 25 рублей, с 20.00 до 1.00 – 28 рублей, в выходные и праздничные дни с 8.00 до 1.00 – 22 рубля, с 1.00 до 8.00 во все дни – 18 рублей. На данный момент новые расценки пока не разглашаются. Но, как сообщили в компании, будут изменены практически все тарифы на доступ в Интернет, за исключением тех, что действуют в дневное время по будним дням. При этом рост цен составит от 6,6 до 22,2 %. Также с 30 марта прекращается подключение безлимитных тарифных планов на 7 дней: «Вечернего безлимитного 7» (565 рублей, действует с 20.00 до 8.00), «Ночного безлимитного 7» (450 рублей, с 1.00 до 8.00) и «Полного безлимитного 7» (1050 рублей, круглосуточно). Напомним, что данные предложения были введены весной прошлого года (см. выпуск новостей от 29 мая 2006 г.).

«Летом 2006 года СЗТ была введена новая схема расчетов с присоединенными провайдерами, что повлекло за собой повышение цен на коммутируемый доступ в Интернет на петербургском рынке. Планируемое нами повышение тарифов и отмена безлимитных тарифных планов является следствием данного события и направлено на оптимизацию новой схемы формирования себестоимости и сохранение рентабельности услуги», - говорит менеджер по маркетингу компании «Зебра Телеком СПб» Жанна Полянина.

По оценкам экспертов в этом году востребованность коммутируемого доступа будет только у неактивной и мало тратящей на доступ в Интернет аудитории. Основная же масса будет постепенно переходить на услуги широкополосного доступа. На данный момент игроки отмечают стабильное состояние рынка, с постепенным оттоком пользователей на выделенный доступ.

«Сегодня спрос на коммутируемый доступ достаточно стабильный, с небольшим ростом, хотя в связи со снижением тарифов на выделенные подключения по различным технологиям к лету можно прогнозировать серьезный спад», - полагает технический директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев. «Состояние рынка коммутируемого доступа стабильное: с расширением географии домашних сетей идет постепенный отток домашних пользователей с dial-up на выделенные линии. Тем не менее, картами продолжают пользоваться. Во-первых, это те, у кого нет физической возможности подключить выделенный доступ в связи с отсутствием оператора в доме и прочими причинами. А во-вторых, это те, чьи потребности в доступе в Интернет из дома малы, и они не хотят постоянно платить за выделенку», - отмечает Екатерина Дементей.

«Объем рынка коммутируемого доступа постепенно сокращается. Несмотря на то, что постоянно увеличивается доля абонентов, переходящих на широкополосный доступ в Интернет, по-прежнему остается достаточное количество потребителей коммутируемого доступа. Как правило, это те, кому нужен Интернет только для того, чтобы пообщаться в чатах, посмотреть почту, почитать новости, - резюмирует руководитель PR-службы компании «Вэб Плас» Виктория Кулибанова. - Повышать цены не имеет смысла, потому что тогда будет все более ощутим отток клиентов на широкополосный доступ, и это окажет негативное влияние на операторов, которые не предоставляют услуг широкополосного доступа в Интернет. Снижая же цены, операторы рискуют работать себе в убыток».

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Регулирование, Финансы