Новый дилер с проверенными кадрами. Появился в Петербурге

В Петербурге начала свое самостоятельное развитие сеть салонов сотовой связи под маркой «Питерфон». На данный момент насчитывается 18 салонов, в планах – к концу года довести это число до 50. Основной особенностью создания сети стало привлечение группы топ-менеджеров, ранее практически в полном составе работавших в компаниях «Техносвязь» и «Телефон.Ру» (Петербургский филиал). Однако уже на начальном этапе работы возникли проблемы во взаимоотношениях с оператором сотовой связи «Билайн».

Сеть салонов сотовой связи «Питерфон», как рассказали ее представители, была образована в октябре 2006 года. На данный момент сеть представлена 18 салонами. Из них 15 находятся в Петербурге, два – в Колпино, причем один из них, расположенный на ул. Веры Слуцкой, открылся в середине мая этого года. Еще один салон расположен во Всеволожске. «Место для салона подбирается по обычным для розничного бизнеса параметрам: месторасположение, площадь, стоимость. Для ускорения темпов создания компании на первом этапе преобладал количественный подход, он оправдал себя. Сейчас, в новых условиях рынка, мы рассматриваем предложения по открытию очень тщательно, основным фактором является прибыльность торговой площади», - прокомментировала генеральный директор сети салонов сотовой связи «Питерфон» Светлана Дьякова. Среди основных поставщиков сети «Питерфон» сейчас ООО «ТОП», ООО «Инфокурс СПб», ООО «Виком Мобайл», ООО «Телелогистика», ООО «Альянс СПб», ООО «Тринити Фэлконс».

У сети салонов сотовой связи «Питерфон» есть собственное представительство в сети – piterphone.ru. «Дизайн сайта разрабатывался компанией «Медиа-Кит» совместно с сотрудниками компании, - пояснила г-жа Дьякова. – Нам хотелось видеть в нем именно «питерские темы». Думаем, это у нас получилось. В данный момент сайт выполняет в основном информационные функции: здесь можно ознакомиться с новинками, поступившими в продажу, с ценами и характеристиками товара. Кроме того, есть возможность сделать интернет-заказ по ICQ или почте. В дальнейшем планируется сделать полноценный интернет-магазин». «Медиа-Кит» - петербургское рекламное агентство, основным направлением деятельности которого является разработка web-сайтов, – также достаточно новый игрок на петербургском рынке: оно было создано в 2006 году. «Изначально сайт компании «Питерфон» был создан силами сотрудников самой компании. Затем, когда компания начала набирать обороты, им понадобился хороший интернет-магазин и представительный сайт. Основной задачей в дизайне было отразить дух старого Петербурга, передать общую концепцию интерьеров фирмы, отталкиваясь от имеющегося уже логотипа, и совместить это с современным течением мобильного прогресса. На данном этапе ведутся работы по созданию эргономичного интернет-магазина», - рассказали представители PR-отдела рекламного агентства «Медиа-Кит».

Отметим, что Светлана Дьякова является и генеральным директором, и владельцем «Питерфон». Ранее она руководила петербургским филиалом компании «Телефон.Ру», куда перешла с должности директора компании «Техносвязь». Что касается «Техносвязи», то эта сеть была образована около пяти лет назад, затем в июне 2005 года было объявлено о подписании договора франчайзинга между сетью «Техносвязь» и сетью центров мобильной электроники «Цифроград» в рамках выхода последней на петербургский рынок (см. выпуск новостей от 9 июня 2006 г.). Таким образом, «Техносвязь» некоторое время предоставляла услуги под данной торговой маркой. На момент заключения договора с «Техносвязью» под брендом «Цифроград» работало 350 салонов более чем в 80 городах России. В конце весны и начале лета 2006 года семь салонов, принадлежавших компании «Техносвязь», отошли к Северо-Западному филиалу «Евросеть» на условиях переуступки права аренды – в основном в Новгородской области, остальные салоны в течение 2006 года также по тем или иным причинам перешли в собственность «Евросети» и «Цифрограда». В итоге компания «Техносвязь» практически полностью ушла с рынка (см. выпуск новостей от 20 июля 2006 г.).

Компания «Телефон.Ру» (до января 2003 года - ООО "Фирма ЗУМ") была основана в 1995 году. В настоящий момент «Телефон.Ру» занимается розничной и интернет-торговлей на всей территории России. В Петербурге компания присутствует с 2003 года. Первый же салон в Северной столице появился осенью 2004 года, на данный момент сеть здесь представлена 44 салонами.

В обоих случаях перехода г-жи Дьяковой на новое место работы особенностью становилась миграция вместе с ней значительного количества сотрудников – в том числе с топ-должностей. В частности, при переходе из «Техносвязи» в «Телефон.Ру» за ней последовали начальник рекламного отдела Наталья Степанова и ряд других сотрудников. Интересно, что после ухода Светланы Дьяковой из «Телефон.Ру» должность руководителя петербургского филиала заняла как раз Наталья Степанова.

Аналогичная ситуация повторилась при организации сети «Питерфон». «Подготовка к открытию сети «Питерфон» заняла минимальное количество времени, так как уже заранее был сформирован сплоченный коллектив компании. В частности, топ-менеджмент формировался и подготавливался несколько лет. Часть сотрудников работает со мной больше 10 лет, это высококвалифицированные кадры, пришедшие из другого бизнеса. Другая часть – молодые специалисты, прошедшие путь от продавцов в компаниях «Техносвязь» и «Телефон.Ру» до серьезных профессионалов в коммерческой, кадровой и административной областях. Долгая совместная работа позволила добиться быстрых и эффективных темпов развития «Питерфон», - рассказала Светлана Дьякова. – Таким образом, сотрудники имели, во-первых, опыт открытия 32 салонов в «Телефон.Ру», во-вторых, налаженные связи с поставщиками сотовых телефонов и аксессуаров, торгового оборудования и т. д. Кроме того, на момент запуска уже был сформирован квалифицированный линейный персонал на 10 салонов».

Сейчас «Питерфон» налаживает сотрудничество как с вендорами, так и с операторами. «В данное время рассматриваются предложения по акциям с вендорами, надеемся, что найдем эффективные схемы, - пояснили в компании. - С операторами связи сложнее. Несколько месяцев «Питерфон» являлся субдилером и испытывал серьезные трудности в работе с операторами по акциям и в целом в эффективности этого вида деятельности - по причинам постоянных задержек оплат услуг дилером и отсутствия прямого контакта с операторами. Этот этап пройден, в настоящее время мы являемся официальными дилерами «МегаФон», Tele2 и «Скай Линк», а также заканчиваем предоставление документов и рассчитываем на скорое получение дилерства МТС».

Однако уже на начальном этапе развития сети возникли проблемы с одним из игроков «большой тройки» - «Билайн». «Компания «ВымпелКом», несмотря на долгие переговоры, отказывает нам в дилерстве, вероятно, по причинам нашего несогласия на создание салонов с подключением только к данному оператору. Мы все же надеемся, что «Билайн» пересмотрит свое решение», - обрисовали в «Питерфон» ситуацию. Представители же оператора иначе оценивают ситуацию. «ООО «Питерфон» является официальным субдилером ООО «Юг Провайдер» с октября 2006 года и, как мы считаем, по настоящий момент, т. к. не было соответствующих уведомлений об окончании партнерства с дилером. В связи с этим компания «Питерфон» до момента расторжения субдилерского контракта не может являться нашим дилером. Однако мы приглашаем к участию в открытии эксклюзивных салонов все компании, в том числе и «Питерфон», даже несмотря на допущенные ими ошибки при подключении абонентской базы, о чем у нас есть информационное письмо от «Юг Провайдер»: в документах неверно указаны или не указаны паспортные данные, указаны просроченные паспорта - все то, что дилер обязан проверять и это входит в зону его ответственности. Более того, с 22 февраля 2007 года компания «Питерфон» отказалась подключать абонентов к сети «Билайн» на своих торговых точках - без мотивировки отказа, - рассказала пресс-секретарь петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Алешко. - В данный момент карты экспресс-оплаты субдилеру не отгружаются из-за имеющейся задолженности перед компанией «Юг Провайдер».

Что касается возможностей дальнейшего сотрудничества, то в «Билайн» так комментируют будущие шаги: «Таким образом, до момента урегулирования всех взаимоотношений с предыдущим партнером – «Юг Провайдер» – и уведомления нас соответствующим образом получение дилерского статуса невозможно согласно принятым процедурам в ОАО «ВымпелКом».

Однако представители компании «Питерфон» не согласны с таким видением ситуации: «По причинам увеличивающейся задолженности «Юг Провайдер» перед ООО «Питерфон» за вознаграждения по подключениям к операторам сотовой связи (до сих пор не получено вознаграждение за декабрь 2006, январь и февраль 2007 года), а также из-за отсутствия возможности контролировать качество оформления договоров мы были вынуждены расторгнуть договор с компанией «Юг Провайдер». В конце февраля было официально сообщено компании «Юг Провайдер» о расторжении договора и снятии точек с регистрации, о чем они должны были сообщить операторам связи. 27 апреля «Юг Провайдер» отправила в ОАО «ВымпелКом» официальное письмо, что не имеет финансовых претензий к ООО «Питерфон» и просит снять точки с регистрации в качестве субдилеров. Переговоры о дилерстве велись со всеми операторами с января 2007 года». По поводу задолженности за карты экспресс-оплаты в компании отметили следующее: «Компания «Питерфон» приобретает карты экспресс-оплаты ОАО «ВымпелКом» у оптовых продавцов на условиях предварительной оплаты, логично предположить, что задолженности при данной форме оплаты, быть не может. У «Юг Провайдер» карты оплаты никогда не приобретались».

В планах «Питерфон» - до конца 2007 года открыть до 50 салонов в Петербурге и области. Как оценивают в компании, выполнение этих планов в основном будет зависеть от своевременного набора и подготовки персонала на торговые точки. «Как в любой рознице, мы сталкиваемся с проблемой персонала, поэтому планируем серьезно укреплять это направление скорым созданием школы, - рассказала Светлана Дьякова. - Особенно это важно в условиях роста продаж дорогих и многофункциональных телефонов и аксессуаров. Для нас главными специалистами являются продавцы и кассиры, от них в основном зависит успех любой розничной торговли».

По данным компании, сеть сейчас занимает около 2 - 3 % рынка Петербурга и планирует увеличить свою долю. «Питерфон» изначально задумывался как городская сеть (с ближайшими пригородами). Развитие в регионы и дальние районы Ленинградской области предполагает расширение структуры управления, изменение схем обеспечения товарами. Петербург – большой город, и развитие в нем интересно и эффективно», - пояснили в компании.

Однако другие игроки рынка иначе оценивают присутствие сети «Питерфон», а также потенциал ее развития. «В настоящий момент влияния этого игрока на рынке мы не ощущаем», - прокомментировал управляющий розничной сетью компании «Телефорум» Игорь Алехин. «Сегодня на рынке очевидно преимущество национальных сетей, прежде всего благодаря гибкой маркетинговой политике, качественному наполнению магазинов и узнаваемости бренда. Местные же игроки этим похвастаться не могут. В силу ограниченности собственных сетей региональные операторы не имеют прямых контрактов с вендорами, им труднее договориться, например, об особых условиях поставки товара или дополнительных скидках. Таким образом, единственный шанс местных игроков сохранить свой бизнес - работать по франшизе, тем самым уравнивая свои возможности с «федералами», - отметил PR-менеджер по Северо-Западу компании Dixis Дмитрий Воробьев. Другие игроки рынка также отмечают, что в условиях жесткой конкуренции новой сети будет трудно завоевать сколько-нибудь значимые позиции. Как отметил представитель крупной сети, пожелавший остаться неназванным, «сейчас путь развития розничной сети сотового дилера может иметь две цели: либо рост до федеральных масштабов, что подразумевает присутствие в значительном количестве субъектов РФ, либо создание небольшой местной компании с последующей продажей крупному игроку. Вряд ли владельцы «Питерфон» питают иллюзии насчет того, то им удастся вырасти до масштабов федеральной розничной сети. Следовательно, если решение о выводе на высококонкурентный петербургский рынок сети салонов было обдуманным, оно имеет целью последующую продажу или участие в какой-нибудь франчайзинговой структуре».

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Кадры, Финансы