Посреди глобальных вызовов. «Марвел» подводит итоги 2017 года

Каковы основные тренды на рынке ИТ-дистрибьюции и как нужно реагировать на них игрокам? Какие категории товаров продаются наиболее успешно и какие направления будут перспективны в будущем? На пресс-конференции «Марвел-Дистрибуция», посвященной отчету компании о своей деятельности в 2017 году, были освещены многие из этих вопросов. Оставаясь в рамках классической партнерской модели, «Марвел» будет использовать все современные механизмы распространения продукции, в том числе — облачные технологии.

Четыре стороны изменений

«Любая система рано или поздно сталкивается с вызовами, которые титаническим образом могут изменить даже базовые принципы ее существования», — начал свое выступление директор департамента стратегического развития «Марвел-Дистрибуция» Михаил Фечин. Он отметил, что в отрасли ИТ подобные изменения сегодня происходят в четырех направлениях-трендах.

Первый тренд — активное распространение облачных технологий, подразумевающих, по сути, неограниченный ресурс хранения информации, вычислительной мощности. В связи с популярностью моделей SaaS, IaaS и других услуг, предоставляемых в облаке как сервис, будет уменьшаться количество компаний, пользующихся классическими моделями приобретения  ИТ-инфраструктуры и ПО. «Задача дистрибьюторской компании — быть в центре этого процесса. Мы становимся, с одной стороны, поставщиком крупных дата-центров, которые развивают эти технологии, с другой стороны — ближайшим советчиком для клиента по выбору той или иной технологии, ПО, иной инфраструктуры в качестве сервиса», — сделал вывод спикер.

 

 

Второй тренд уже относительно не нов: это развитие мобильных технологий. Мобильное устройство становится не просто средством для голосовых звонков и для доступа к информации, но и бизнес-инструментом, главной рекламной площадкой, основным источником контента: музыки, видео, игр.

Третий тренд — Интернет вещей, то есть некое объединение «цифрового» и «физического» миров, предполагающе возможность автоматизировать привычные вещи, внести некую интеллектуальную составляющую в быт. Это системы «Умного дома», датчики и устройства учета ЖКХ, телеметрия и многое другое — огромное количество данных, которые необходимо сохранить, надлежащим образом обработать и принять на их основании некие решения. Большим стимулом для развития Интернета вещей, по мнению спикера, станет массовое распространение  голосовых помощников-ботов — таких, как Amazon Alexa, Google Assistant, Apple Siri, MS Cortana и Яндекс Алиса.

Четвертый тренд, вытекающий из предыдущих, — искусственный интеллект,  связующее звено между облачными технологиями, концепцией Big Data и устройствами IoT.

«Для нас как для дистрибьютора эти тренды означают возможность войти в те сегменты и индустрии, которыми ИТ-компании ранее не занимались. Например, в автомобиль начинают интегрироваться системы искусственного интеллекта. Автомобиль становится гаджетом, потребительским устройством. Огромное количество подключенных мобильных устройств и сенсоров «Умного дома» потребуют изменения подхода к сетевым технологиям, развития сетей 5G, использование технологии дополненной реальности. Считаю, что классическая дистрибуция, подразумевающая под собой простое перемещение товара от вендора к ритейлеру или системному интегратору, уже в ближайшем будущем изживет себя», — резюмировал Михаил Фечин.

2017-й –год роста оборотов

Не секрет, что значительная доля ИТ-продукции в России до сих пор импортного производства. Поэтому одним из главных показателей, влияющих на ИТ-рынок и определяющих спрос на продукцию, старший вице-президент, генеральный менеджер, «Марвел-Дистрибуции» Константин Шляхов назвал курс рубля к доллару. Он отметил, что, по сравнению с 2015-16 годами, в отношении макроэкономических показателей на большинстве рынков видна положительная динамика: произошло укрепление курса рубля к доллару и рост ВВП, постепенно снижается инфляция (особенно в рублях) и ключевая ставка ЦБ РФ, рублевое финансирование стало доступнее.

«Для компании, ориентированной на работу с поставщиками, чья продукция номинируется в долларах, это означает повышение средней цены на устройство, а также способствует некоторому росту оборота в долларовом исчислении, — пояснил спикер. — Это влияет и на уменьшение затрат дистрибьютора, поскольку мы пользуемся различными финансовыми инструментами для поддержки бизнеса».

 

 

Не случайно динамика объема рынка в количестве штук и деньгах практически по всем товарным группам показывает прирост в 2017 году относительно 2016 года. Увеличение объема продаж показали как сегменты потребительской электроники (смартфоны, ноутбуки, мониторы, устройства печати и особенно персональное аудио), так и категории товаров, характерные для корпоративных заказчиков (серверы, ИБП). Исключение составили лишь планшеты и фотоаппаратура: сокращение отгрузок в этих сегментах наблюдается уже на протяжение более трех лет.

2017 год в компании Марвел

По предварительным данным, оборот компании «Марвел КТ» в 2017 году составил 70,4 млрд рублей. Рост оборота в долларах составил 17%, клиентская база (база постоянных заказчиков) увеличилась на 9%. Дистрибьютор сегодня представляет продукцию более чем 120 производителей, а партнерская сеть «Марвел» насчитывает более 4 тыс компаний, охватывая более чем 200 городов страны.

Среди репутационных достижений дистрибьютора в 2017 году в первую очередь отмечается попадание в рейтинг 200 крупнейших частных компаний Forbes и шестое место в рейтинге наиболее быстрорастущих компаний по версии РБК. Помимо этого, компания была признана лучшим дистрибутором 2017 года по опросу iXBT.COM, заняла 2-е место в EMEA CHANNEL  ACADEMY Distributor of the Year Russia & CIS-2018. В опросе CRN/RE ЛУЧШИЕ ДИСТРИБУТОРЫ 2017 стала №1 в категории «Дистрибутор для розницы», вошла в ТОП-5 в категориях «Дистрибутор для системного интегратора» и «Дистрибутор для сборщика». В сегменте проектной дистрибуции «Марвел» получил статусы «Дистрибутор года по облачным сервисам Oracle в СНГ» и «Cisco Distribution of the Year Award: Operation and Support Development».

Рост выручки «Марвел» и попадание в различные рейтинги связано, прежде всего, с консолидацией бизнеса компании, проведенной в 2016-2017 годах. В это время состоялся перевод  на ООО «Марвел КТ» всех основных контрактов с поставщиками и присоединение к ней основных торговых компаний, которые раньше являлись отдельными юридическими лицами. Следствиями повышения прозрачности и укрупнения бизнеса стало облегчение доступа компании к кредитованию (в банках и у поставщиков), повышение рейтинга надежности для страховщиков и дополнительную гарантию для дилеров.

В сфере ритейла компания «Марвел» включает в себя четыре продуктовых департамента: «Мобильные средства связи» (на него приходится около 50% продаж), «Комплектующие», «Ноутбуки и планшеты», «Периферия. Фото и аксессуары». Снижение оборота на рынке ноутбуков и планшетов — результат сознательной политики дистрибьютора, который, пожертвовав финансовыми результатами, при этом не потерял ни одного контракта и смог улучшить качественные показатели этого направления: оборачиваемость склада, вложение собственных средств в бизнес и другие.

 

 

В целом рост по департаментам ритейла «Марвел» составил в 2017 году около 10% в долларах. В дальнейшем компания прогнозирует повышение популярности таких категорий, как персональные аудиоустройства, гаджеты (в том числе квадрокоптеры), мониторы, смартфоны. «В ритейл-дистрибуции мы по-прежнему будем фокусироваться на рынке мобильной техники, а также обращать внимание на новые перспективные направления: гейминг, персональное аудио, Интернет вещей, электротранспорт», - заметил вице-президент по ритейл-дистрибуции «Марвел КТ» Антон Черепахин.

 

 

Рост бизнеса «Марвел» в сфере проектной дистрибуции в 2017 году был еще больше, чем в ритейле: 26% год-к-году. Среди лидеров отмечается направление «ПО и Oracle». В целом, по оценкам компании, соотношение долей проектного бизнеса и ритейла, которое в 2016 году было примерно равное, сейчас смещается в сторону первого.

Дополнительно топ-менеджеры «Марвел» отметили развитие электронных проектов компании, связанных с анонсированным продвижением облачных услуг. Таких проектов, запущенных в эксплуатацию, сегодня у дистрибьютора два: портал для заказчиков продукции HP сегмента среднего и малого бизнеса «SMB Marketplace» и виртуальный магазин ключей и подписок на софт «Электронная дистрибуция ПО».

«Мы по-прежнему остаемся едва ли не единственным из крупнейших российских дистрибьюторов, который не занимается другим бизнесом: у нас нет собственного системного интегратора, розницы, электронной коммерции. В этом плане мы придерживаемся модели классического дистрибьютора и стараемся не конкурировать со своими партнерами и заказчиками. В то же время, если меняется модель потребления продукции, то меняется и модель ее распространения. И здесь мы, конечно же, постараемся соответствовать всем современным трендам», — подвел итог Константин Шляхов.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Торговые сети, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: выручка, Марвел, дистрибьютор