Соглашение о развитии цифровых услуг в Новгородской области было подписано (https://spbit.ru/news/n157526/) губернатором региона Андреем Никитиным и генеральным директором «МегаФона» Сергеем Солдатенковым на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2018 года. Данная инициатива определенно коррелировала с получением Новгородской областью статуса пилотного региона НТИ. В проектах цифровизации предполагалось использовать технологические достижения и опыт «МегаФона» в области анализа больших данных, межмашинного взаимодействия, Интернета вещей. Оператор обязался также расширить информационно-телекоммуникационную инфраструктуру в регионе и организовать демонстрационные площадки для тестирования новых технологий.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин и директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Алексей Титов
Забегая вперед, заметим, что это обязательство было выполнено в первую очередь. Так, «МегаФон» запустил в Великом Новгороде сеть NB-IoT (NarrowBand IoT), который лучше всего подходит именно для общения между собой устройств IoT, то есть для периодической бесперебойной передачи небольшого объема данных. В отличие от сети LTE, развернутой на высоком диапазоне частот (2600 и 1800 МГц) и имеющей сравнительно слабое проникновение, скажем, в подвальные помещения, – сеть NB-IoT работает в диапазоне GSM (900 МГц) и имеет лучшую проникающую способность, сохраняя при этом такие преимущества LTE, как хорошую помехозащищненность. Зона действия этой сети, в данный момент ограниченная теми районами, в которых оператор заключил соглашения с управляющими компаниями, будет расширяться. В целом, как отмечают представители оператора, в период с 2015 по 2017 год «МегаФон» вложил в развитие сетевой инфраструктуры региона почти 1 млрд рублей, обеспечив охватом мобильной сети 99% жителей области, из них 4G — 76%.
Встреча на территории Новгородской областной Думы
В октябре при участии губернатора Новгородской области прошел первый смотр новых цифровых решений, многие из которых уже доступны жителям или скоро станут таковыми.
Первый и для многих жизненно важный проект «МегаФона» в нижегородском регионе – создание удаленных медицинских консультаций. Цифровая облачная платформа «Телемедицина» позволяет проводить консультации в форматах «врач-врач» и «врач-пациент», в письменном виде (чат), посредством аудио- или видеоконференции. Обмен файлами, фотографиями, результатами исследований, выписками и другими документами в онлайн-режиме также предусмотрен. Напомним, что развитие телемедицины как одного из форматов взаимодействия врача и пациента было юридически закреплено приказом Минздрава от 30 ноября 2017 года «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Внедрение решения «Телемедицина» будет способствовать увеличению доступности медицинской помощи для всех жителей области – уверены в «МегаФоне». Платформа систематизирует процесс записи к врачу, упрощает его для жителей отдалённых населённых пунктов, обеспечивает врачам доступ к историям болезней и результатам анализов пациентов, сокращает время принятия врачебных заключений, позволяет проводить целевое информирование пациентов. Удаленный прием может быть как срочным, так и отложенным (по щаписи). Запись к врачу происходит с помощью приложения, установленного на компьютере или смартфоне пациента. Специалист в Личном кабинете вносит изменения в свое расписание, просматривает информацию о записавшихся на приём, инициирует консультацию. В режиме «врач-врач» работник сельского фельдшерского пункта сможет получить удалённую консультацию и рекомендацию профильного врача высшей категории.
В то же время медики отмечают, что удаленный прием пациентов отнюдь не будет бесконтрольным. Он не будет использоваться для постановки диагноза и, соответственно, доступен только тем пациентам, которые уже прошли первичный очный прием специалиста. Как правило, к онлайн-консультациям будут прибегать только в тех случаях, когда результат и качество лечения не зависят от личного посещения пациентом доктора, а также для мониторинга состояния пациента. Удаленный прием станет одной из юридически закрепленных форм деятельности врачей – наряду с «классическим» очным приемом и посещением на дому – и войдет в их расписание.
Удаленная консультация с врачом
Пилотный проект внедрения платформы «Телемедицина» охватывает семь медицинских учреждений области. В октябре между лечебными заведениями была проведена первая консультация в режиме «врач-врач».
«ЖКХ России сейчас – это более 19 тысяч управляющих компаний и рынок объемом около 500 млрд рублей. Но если посмотреть на уровень цифровизации отрасли, то, скажем, всего около 5% компаний используют электронный документооборот. С другой стороны, мы всё чаще видим процессы цифровизации как внутренних процессов организаций ЖКХ, так и их взаимодействия с клиентами», – отмечает директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Алексей Титов.
Для лучшего понимания потребностей жильцов в рамках их взаимодействия с организациями ЖКХ специалисты «МегаФона» провели опрос населения разных регионов – сообщила руководитель проекта Дарья Котлярова. Среди актуальных проблем жители указали несвоевременное реагирование управляющих компаний на заявки, сложности с удаленной передачей показаний счетчиков.
Для автоматизации деятельности коммунальщиков и удобного взаимодействия управляющих компаний с гражданами «МегаФон» разработал платформенное решение «Цифровая управляющая компания». Как и предыдущее, данное решение представлено двумя блоками: интерфейс для управляющей организации и Личный кабинет жильца.
Таким образом, функционал решения позволит уже сегодня автоматически принимать и передавать в учетную систему данные со счётчиков воды, газа, тепла и электричества, а в будущем – оповещать жильцов о различных событиях, касающихся дома, проводить онлайн-голосования с их участием. Кроме того, жители смогут через мобильное приложение или браузерную версию оплачивать коммунальные услуги онлайн, заказывать и контролировать исполнение сантехнических и электротехнических работ.
Каждый собственник жилого помещения, зарегистрировавший свой Личный кабинет, имеет возможность удаленно сообщить о проблеме, выбрать ее категорию, описать проблему более подробно. Заявка будет отображена в административном окне управляющей организации и продублирована дежурному диспетчеру в виде SMS-сообщения. Через Личный кабинет жильца передаются и данные счетчиков – причем в случае подачи некорректных сведений клиент может внести в них изменения.
«МегаФон» поставляет всё программное обеспечение для нового решения, обеспечивает эквайринг, сбор и отправку данных. Есть возможность интегрировать решение с 1С и ГИС ЖКХ, а также дорабатывать модули под индивидуальные требования управляющей компании. В Личном кабинете управляющей компании доступны статистика и аналитика потребления ресурсов, – сообщили представители оператора. Сегодня решение подключено более чем в ста квартирах, обслуживаемых одной управляющей компанией. Всего пилотный проект охватит более 1500 квартир, обслуживаемых четырьмя управляющими компании.
«До конца года мы добавим в решение «Цифровая управляющая компания» дополнительный функционал: в частности, модули для подтверждения показаний «умных» счетчиков и для проведения онлайн-голосований. Будут произведены настройки в рамках ERP-системы для обработки заявок. Планируем также поставить управляющим компаниям некий SLA, который позволит видеть, какой объем работ за какое количество времени производится», – утверждает Дарья Котлярова.
Третий проект «МегаФона» в рамках создания Цифрового региона предполагает широкое использование накопленных регионом данных для анализа его туристической привлекательности и наиболее эффективного инвестирования в туристические направления бизнеса. «Мы находимся в процессе создания инструмента, на основе которого можно будет принимать управленческие решения в различных областях туризма.
Мероприятия по созданию решения «Big Data Туризм»
Например, в партнерстве с Mail.ru мы можем на основе обезличенных данных анализировать количество посетивших регион туристов, длительность их пребывания, точки размещения, маршруты и многое другое», – уточняет Алексей Титов. Решение поможет оценивать эффективность туристических мероприятий в регионе, определить целевые туристические группы, таргетировать PR-кампании.
Октябрьская встреча губернатора Новгородской области с представителями «МегаФона» и демонстрация пилотных цифровых проектов показала большой потенциал предложенных оператором решений. Однако, как говорилось выше, это лишь первый шаг к цифровизации, в основном затрагивающий отработку технической возможности платформ и обучение ее функционалу специалистов – медиков, сотрудников управляющих компаний и госучреждений.
Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала «МегаФона»
Великий Новгород стал одной из приоритетных площадок для запуска цифровых проектов. Количество базовых станций 4G в области за последние два года выросло почти в 2,5 раза. Это один из первых регионов, где в эксплуатацию запущен фрагмент сети NB-IoT, что позволит развивать услуги на базе Интернета вещей. Сейчас в рамках соглашения с областным правительством мы запускаем пилоты комплексных цифровых решений по направлениям, особую важность которых отметил губернатор.