Банки вызвонили абонентов. Рынок виртуальных операторов продолжил расти

Российским виртуальным мобильным операторам (MVNO) удается наращивать число пользователей, пока абонентская база всего сотового рынка стагнирует, следует из отчета «ТМТ Консалтинга». Лидерами рынка остались аффилированные с федеральными мобильными операторами Yota, «Ростелеком» и МГТС, тогда как проекты Тинькофф-банка и Сбербанка пока смогли получить лишь 3% абонентов MVNO. Тем не менее именно у банковских проектов наибольший потенциал, считают аналитики.

Число абонентов виртуальных мобильных операторов в России по итогам 2018 года составит 7 млн, подсчитали в компании «ТМТ Консалтинг». Российские виртуальные операторы обслуживают только 3% всех мобильных абонентов, указывается в исследовании, но этот бизнес «растет опережающими темпами»: за год число абонентов MNVO увеличится на 1 млн, то есть на 18%, хотя абонентская база всего мобильного рынка за этот период не изменилась.

В 2017 году рынок MNVO показывал более существенный рост — на 2,1 млн абонентов. На динамику тогда повлиял выход в этот сегмент «Ростелекома», который стремительно набрал почти 1 млн абонентов, кроме того, продолжала активно набирать абонентов Yota, напоминает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов.

Структура рынка за 2018 год существенно не изменилась. Хотя лицензиями на MVNO обладают более 70 компаний, рынок по-прежнему в основном формируют три игрока, аффилированных с федеральными мобильными операторами, отмечается в исследовании. Так, 67% рынка по числу абонентов приходится на Yota (работает на сетях «МегаФона»), 16% — на «Ростелеком» (на сетях Tele2) и 7% — на МГТС (на сетях МТС). У МГТС доходы от мобильного бизнеса по доле уже практически сравнялись с доходами от цифрового ТВ и осенью 2018 года достигли 1 млрд руб. при росте за год на 30%, сообщили в пресс-службе компании.

В b2b-сегменте лидерство удерживает «Ростелеком» с долей 56%. Оператор, будучи крупнейшим российским оператором фиксированной связи, активно продает корпоративным клиентам и услуги мобильной связи, поясняется в исследовании. «Основные задачи на ближайшую перспективу — развитие продаж в существующую базу корпоративных клиентов и увеличение продуктового портфеля»,— сообщил директор по развитию мобильной связи MVNO в корпоративном сегменте «Ростелекома» Игорь Миронов.

Позитивный прогноз «ТМТ Консалтинга» дает для банковских MNVO-проектов — «Тинькофф Мобайла» и «Сбермобайла». Оба оператора работают на инфраструктуре Tele2, «Тинькофф Мобайл» запустился в декабре 2017 года, «Сбермобайл» — в сентябре 2018 года, а до этого тестировался в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Москве под брендом «Поговорим». Сейчас эти два оператора в совокупности занимают лишь 3% рынка MNVO в России, хотя в дальнейшем их доля будет расти, уверены в «ТМТ Консалтинге».

Рост рынка виртуальных операторов при стагнации абонентской базы всего рынка объясняется тем, что для клиентов сим-карты MNVO не первые, у них уже есть сим-карты операторов «большой четверки», говорит гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Замедление роста этого сегмента он связывает с высокой конкуренцией и общей для рынка нехваткой новых абонентов. Аналитик согласен, что наибольший потенциал имеют виртуальные операторы компаний, у которых уже есть своя аудитория, например банков. Кроме того, банки в будущем могут использовать в банкоматах сим-карты своих виртуальных операторов, а не «большой четверки», рассуждает он.

«Тинькофф Мобайл» намерен наращивать абонентскую базу за счет выхода во все регионы присутствия Tele2, сообщила представитель виртуального оператора банка Анна Лукич. Данные по числу абонентов она не раскрывает, но, по ее словам, за последние месяцы их количество выросло в пять раз, и эти показатели «полностью устраивают» компанию. В пресс-службе Сбербанка вчера не ответили на запрос.

Дмитрий Шестоперов, Юлия Тишина

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, сотовая связь, MVNO