Номер свяжут с абонентом. В России появится единая система проверки сведений о владельцах телефонов

Госдума приняла в первом чтении проект закона о создании единой системы для проверки сведений об абонентах мобильных операторов. Законодатели рассчитывают пресечь мошеннические действия на финансовом рынке, а также избавить граждан от ошибочного взаимодействия со стороны кредиторов и коллекторов. Кредиторы и взыскатели поддерживают данную инициативу, однако против нее выступают операторы сотовой связи, считая, что она приведет к монополизации рынка.

Законопроект, принятый Госдумой во вторник, предусматривает создание единой базы, в которую включат информацию о владельцах сотовых номеров — юридических и физических лицах, а также индивидуальных предпринимателях (ИП). Предполагается, что пользователями системы будут ЦБ, банки, операторы платежных систем, а также операторы услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации, иные органы и организации, определяемые федеральным законом или правительством по согласованию с ЦБ, в том числе официальные коллекторы.

В пояснительной записке к проекту указывается, что зачастую недобросовестные клиенты для мошеннических действий используют номера мобильных телефонов, приобретенные у нелегальных продавцов без представления документов.

К тому же «одной из ключевых причин многочисленных жалоб граждан на финансовые организации является получение ими требований об уплате задолженности за неизвестное им третье лицо вследствие распространенной практики предоставления оператором связи новому абоненту сим-карты, ранее использовавшейся другим абонентом, т. н. токсичного телефонного номера». Это доставляет массу неудобств лицам, не имеющим никакого отношения к долгам предыдущего владельца сим-карты, при возврате просроченной задолженности.

Как пояснил “Ъ” главный разработчик законопроекта глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, система будет представлять собой единую точку подключения для всех участников взаимодействия на базе цифрового шлюза, при этом сбор и хранение данных она осуществлять не будет.

«Поэтому опасения, что кто-то может благодаря этой системе завладеть персональными данными абонента, абсолютно неправомерны,— добавляет он.— Через данный шлюз пользователь системы сможет получить только информацию от оператора о принадлежности данного номера конкретному лицу».

При этом оператор системы, порядок передачи данных и размер взимания платы за оказание услуг по передаче данных будет устанавливаться правительством РФ по согласованию с Банком России.

Это, как указано в пояснительной записке, «позволит обеспечить доступность указанного сервиса для всех категорий заинтересованных организаций, а также позволит максимально охватить всех пользователей услуг связи». Операторы связи будут обязаны присоединить к системе проверки сведений об абоненте собственные информационные системы на основании двусторонних соглашений с оператором системы и предоставлять закрепленную законопроектом информацию пользователям системы.

Кредиторы и коллекторы в целом поддерживают проект. По словам руководителя дирекции развития сегментов и некредитных продуктов розничного бизнеса Альфа-банка Алексея Ермакова, банк поддерживает инициативы, которые повышают прозрачность и качество данных и снижают возможность мошеннических рисков. «Но нельзя не принять во внимание распространенную практику, когда зарегистрированные на одного члена семьи телефонные номера используются его родственниками, и резкое введение контроля принадлежности телефонного номера может ограничить ряду клиентов доступ к банковским услугам»,— отмечает управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский. «Реализация механизма подтверждения соответствия сведений должна положительно отразиться на деятельности коллекторов, поскольку они перестанут беспокоить граждан, которые не имеют отношения к задолженности,— говорит гендиректор агентства ЭОС Антон Дмитраков.— Это позволит минимизировать количество жалоб на звонки третьим лицам, которые сейчас являются самыми массовыми». По мнению президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, подобная система была бы более востребованной, если бы предоставила возможность кредитору при наличии согласия клиента узнавать его новый номер. «Это существенно увеличило бы достоверность данных, передаваемых от кредиторов коллекторским агентствам, и снизило процент передачи дел в судебное и исполнительное производство»,— добавляет он.

Однако против создания единой информационной системы (ЕИС) проверки сведений об абонентах выступают операторы связи. По их мнению, законопроект предполагает неоправданно избыточное регулирование и может нести риски монополизации рынка.

«Существует риск, что работа через посредника приведет к увеличению стоимости услуг для конечного пользователя,— сообщили в Tele2.— Мы поддерживаем заключение прямых договоров между операторами и банками».

По словам представителя МТС Алексея Меркутова, среди недостатков единой системы монополизация рынка обмена сведениями одним игроком и риски информационной безопасности из-за создания единого центра. «Создание единой системы обмена информацией ведет к принудительному предоставлению данных об абонентах в одностороннем порядке,— уверены в “МегаФоне”.— Мы не видим необходимости в государственном регулировании взаимоотношений между финансовыми организациями и операторами через создание единого контролирующего посредника, в настоящее время информационный обмен успешно осуществляется в рамках рыночных соглашений».

Светлана Самусева, Юлия Тишина

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, сотовая связь