"Оптиковолоконные системы" в тисках недоверия

Единственный в России производитель оптического волокна АО "Оптиковолоконные системы" планирует создать собственное производство преформ (заготовок, которые являются основой для изготовления оптоволокна). Это позволит уменьшить себестоимость выпускаемого оптоволокна. Однако, это станет возможным для предприятия только после выхода на мощность производства объемом 4 млн км оптоволокна в год.

Как рассказал генеральный директор АО "Оптиковолоконные системы" Андрей Николаев, завод, расположенный в Саранске, успешно наращивает темпы производства. "Если на выпуск первого миллиона километров волокна у завода ушло 1,5 года, на выпуск второго – 1 год, то на выпуск третьего миллиона предприятию понадобилось всего 6 месяцев", - отметил Андрей Николаев. В настоящее же время, по его словам, предприятие выпустило четвертый миллион километров оптического волокна.

Отметим, что производство четырехмиллионного километра оптического волокна реализовано после модернизации производственной площадки, которая была проведена при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП). В 2017 году Фонд предоставил саранскому предприятию заем на сумму 500 млн рублей на закупку оборудования. С помощью льготного займа компания обновила индукционные печи для вытяжки оптического волокна, запустила дополнительную линию вытяжки, а также участок покраски оптоволокна и опытный участок изготовления преформ для производства волокна. Общий размер инвестиций в модернизацию производства составил почти 960 млн рублей.

Относительно проведенной на предприятии модернизации Андрей Николаев сказал следующее: "Модернизация позволила нашему предприятию стать более конкурентоспособным, и мы твердо рассчитываем занять адекватную своим объемам производства долю на российском рынке, в том числе и при поддержке государства, сохраняя при этом и экспортный потенциал".

Предприятие планирует и далее увеличивать темпы производства. Следующие 4 млн км оптического волокна "Оптиковолоконные Системы", по словам Андрея Николева, собираются выпустить за один год (на первые 4 млн км ушло 3,5 года). Что касается объемов производства, то, как сообщил Андрей Николаев, в этом году завод планирует выпустить 2,5-3 млн км оптического волокна, в 2020 – 4 млн.

Основными потребителями волокна, выпускаемого заводом, являются кабельные заводы – производители волоконно-оптического кабеля, которые в свою очередь поставляют продукцию операторам связи и другим потребителям, заинтересованным в создании и развитии волоконно-оптических линий связи. Если же говорить о территориальном дифференциации поставок завода, то сегодня, его продукция главным образом поставляется в ЕАЭС. Тогда как еще в недавнем прошлом большая часть шла на экспорт в Китай. При этом постепенно волокно завода начинают потреблять и российские предприятия – еще в прошлом году на регулярной основе оно поставлялось только двум российским заводам, то сейчас, в дополнение к ним с определенной периодичностью она начинает поставляться еще семи российским предприятиям.

Однако, по словам Андрея Николаева, как в начале своей работы, так и сейчас со сбытом продукции предприятию приходится нелегко: "Мы столкнулись с рынком, который фактически был поделен между мировыми производителями оптического волокна. И все то время, которое мы работаем, нам приходится попросту отбивать свою долю на рынке. И дается нам это крайне тяжело".
При этом Андрей Николаев обратил внимание на то, что за время существования заводу удалось значительно снизить цену выпускаемой продукции  - если в начале его работы она составляла $10 за километр, то теперь - $7-7,5. "Таким образом, цена нашего оптического волокна находится на том же уровне, что и волокно, выпускаемое таким известным американским производителем, как Corning. Есть, конечно, волокно, выпускаемое Китаем – его цена составляет $5. Но цена, все же, сегодня не определяет предпочтения потребителей. Об этом говорит тот факт, что они по-прежнему главным образом закупают оптическое волокно у Corning", - указал Андрей Николаев.

Он также обратил внимание на то, что с целью выяснения правомочности ценовой политики иностранных производителей завод направил соответствующее заявление о проведении антидемпингового расследования в ФАС и Евразийскую экономическую комиссию.

Помимо того, Андрей Николаев отметил, что, продвигая свою продукцию, завод вынужден постоянно проходить через те или иные ее тестирования. "Мы рассчитывали, что этому процессу положит конец успешное тестирование нашего волокна "Ростелекомом". Но этого не произошло. Поэтому мы направили в Минкомсвязи и Россвязь просьбу пересмотреть и сделать едиными доя всех предприятий процессы сертификации и подтверждения качества оптического волокна".

Напомним, что в апреле 2018 года "Оптиковолоконные Системы" направило заявление о проведении антидемпингового расследования в отношении производителей оптического волокна из США и Японии, после чего Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), входящей в структуру Евразийского экономического союза (ЕАЭС) принял решение о начале соответствующего антидемпингового расследования.

В настоящее время расследование все еще проводится. Помимо наличия демпингового импорта, в процессе расследования Департамент установит обусловленный этим импортом материальный ущерб "Оптиковолоконным Системам", как участнику отрасли экономики ЕАЭС, или угрозу его причинения. Если по итогам расследования департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК выявит демпинг и какое-либо его негативное влияние на ЕАЭС, то в отношении производителей оптоволокна из США и Японии решением коллегии ЕЭК может быть введена мера в форме антидемпинговой пошлины (существует возможность применения меры в форме одобрения добровольных ценовых обязательств). Размер пошлины напрямую зависит от размера демпинговой маржи, рассчитанной в ходе расследования на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследование.

Влада Сюткина

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: оптоволокно