ФАС на страже приставок

В преддверии четвертой волны перехода на цифровое телевещание, ФАС России пришла к выводу, что ситуация на рынке приставок, необходимых для приема цифрового ТВ благоприятная. Служба прекратила рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ДНС Ритейл", ООО "Эльдорадо", ООО "М.Видео". Юристы отмечают, что потребители, купившие ранее приставку по завышенной цене, могли бы требовать разницу между продажной и справедливой ценой, штраф за нарушение прав потребителя и компенсацию морального вреда. Но с учетом того, что цена приставки мала, компенсация была бы незначительная, а издержки на ведение дела кратно бы их превышали.

ФАС России прекратила рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "ДНС Ритейл", ООО "Эльдорадо", ООО "М.Видео".

"Дело прекращено в связи с отсутствием нарушения монопольного законодательства. Мы предупредили возможное нарушение на этапе, когда оно могло зародиться. Монопольные органы оперативно среагировали в момент возможного развития негативного сценария. Мы считаем, что дело было возбуждено своевременно, когда возникла угроза ущемления интересов граждан. Этот процесс оказал упреждающее значение для недопущения роста цен и спокойного  перехода на цифровое вещание", - сказал журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

Он отметил, что ФАС не ожидает, что на четвертом этапе возникнут подобные проблемы, потому что первоначально предполагалось три этапа и большинство граждан уже закупило приставки. "Основной объем приставок уже был продан. Сейчас у нас полная уверенность, что соблазна завышать цены на приставки на четвертом этапе ни у кого не возникнет. Ситуация под полным контролем, - заверил журналистов Анатолий Голомолзин.

"Пояснения ответчиков об обосновании роста цен ростом курса доллара к рублю, ростом арендных платежей, транспортных расходов не нашли подтверждения. Также не были приняты во внимание аргументы об "ажиотажном спросе", так как мероприятия по отключению аналогового вещания и переходу на цифровое являются плановыми и публичными, при таких обстоятельствах естественное повышение спроса является ожидаемым", - рассказал заместитель руководителя антимонопольного ведомства.

Он отметил, что ФАС приняла во внимание аргументы розничных сетей о том, что рост цен произошел за счет отмены ранее действующих промо-акций, программ лояльностей и бонусов.

ФАС России проанализировала текущую ситуацию на рынке, и пришла к выводам о ее существенном улучшении к концу декабря 2018 года.

Анатолий Голомолзин ответил журналистам, что в тех случаях, что фиксировал ФАС, рост цен на приставки составил в среднем около 30%. В январе 2019 г. после возбуждения дел цены на цифровые приставки, продаваемые в сетевых магазинах, снизились в среднем на 10%.

Объемы реализации цифровых приставок в I полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличились в пять раз, при этом более 50% продаж составили приставки в низком ценовом диапазоне до 1000 руб. Значительно расширился ассортимент продаваемых приставок, в полтора раза, и по состоянию на настоящий момент в стране доступны более 200 моделей цифровых приставок. Расширение ассортимента произошло в основном за счет наиболее продаваемого ценового сегмента до 1000 руб. и от 1000 руб. до 1500 руб.

Анатолий Голомолзин сказал, что существенным игроком на этом рынке стала "Почта России". Объем реализации ФГУП "Почта России" в I полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года вырос на три порядка, при этом более 90% объема составили приставки по цене до 1000 руб. ФАС России проводила анализ цен реализации приставок, по результатам которого была подтверждена экономическая обоснованность цен на приставки, реализуемых Почтой России.

"Мы будем продолжать проведение наших контрольных мероприятий для обеспечения стабильной ситуации. ФАС России совместно с территориальными органами проводит мониторинг цен на приставки и проверки в розничных магазинах. Мониторинг продлится до конца 2019 года",- подчеркнул Анатолий Голомолзин.

В соответствии с планом поэтапного отключения аналогового телевещания обязательных общедоступных телерадиоканалов в субъектах РФ отключение аналогового вещания проходит в четыре этапа (11 февраля – 7 субъектов РФ, 15 апреля – 20 субъектов РФ, 3 июня 36 субъектов России, 14 октября - 21 субъектов РФ 2019 г.).

Изначально завершить переход на "цифру" на всей территории России планировалось в три этапа. В апреле 2019г. Минкомсвязи  приняло решение о введении четвертого этапа и продлении сроков перехода на цифровое телевещание.

Пилотным проектом была Тверская область, где отключение аналогового вещания произошло 3 декабря 2018 года.

В результате проведения проверки крупных магазинов в период пилотного проекта в Твери ФАС России выявила рост цен на отдельные марки цифровых приставок в декабре по сравнению с июлем 2018 года.

В отношении ООО "ДНС Ритейл", ООО "МВМ", ООО "Эльдорадо" (ныне  объединенная "М.Видео-Эльдорадо"), НАО "Юлмарт"  были возбуждены дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены на цифровые приставки.

Представитель пресс-службы ФАС сказал корреспонденту ComNews, что по "Юлмарту" дело приостановлено. "Оно будет возобновлено после наступления обстоятельств, которые послужили причиной для возобновления дела (компания проходит процедуру банкротства)", - ответил он.

Руководитель департамента по связям с общественностью группы "М.Видео – Эльдорадо" Валерия Андреева сказала корреспонденту ComNews, что компания полностью удовлетворена решением регулятора, с которым эффективно взаимодействовали в течение всего разбирательства. "С начала пилота по переходу на цифровое вещание в декабре 2018 года Группа "М.Видео-Эльдорадо" обеспечила наличие в своих магазинах и онлайн приставок в низком ценовом сегменте до 1000 рублей, на которые мы видели достаточно высокий спрос, консультировала пользователей по установке и техническим вопросам, надеемся, это позволило нашим покупателям оценить все возможности, которые дает цифровое ТВ", - прокомментировала представитель компании.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков сказал, что правоотношения между ФАС и ритейлерами в данном случае являются административно-правовыми и регулируются Законом о защите конкуренции, тогда как сделка купли-продажи товара ритейлера и покупателя подпадает под действие Закона о защите прав потребителя. "Два эти регуляторных контура пересекаются довольно косвенно, и механизма автоматического возврата товара для таких ситуаций законом не предусмотрено. Однако потребитель может попробовать обратиться с гражданско-правовым иском (ГК РФ, ГПК РФ) к ритейлеру с требованием о возврате товара, ссылаясь на признание цены завышенной правовым актом органа власти. Какова будет перспектива такого дела - покажет судебная практика; пока вала подобных дел мы не видим", - отметил Павел.

Адвокат Александр Титов пояснил, что в данном случае дела были прекращены и ссылаться на факт установления нарушения ФАС нельзя. "Вместе с тем, конечно, это обстоятельство не лишает возможности обращаться потребителям в суд и привлекать к участию ФАС в качестве третьего лица. Рекомендации по определению убытков даны в Разъяснении Президиума Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2017 г. № 11 "По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства". В данном случае потребители могли бы требовать разницу между продажной ценой и справедливой ценой, штраф за нарушение прав потребителя и компенсацию морального вреда. Но с учетом, что цена продажная все равно мала, компенсация была бы незначительная, а издержки на ведение дела кратно бы их превышали. В таких делах есть смысл в организации коллективных исков. Но в нашей стране пока такие иски в широкою практику не вошли", - рассказал Александр Титов.

Юлия Мельникова

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: ФАС, цифровое ТВ