Согласно отчету о состоянии интернет-среды «Digital 2020», представленному We Are Social и Hootsuite, в 2020 году средний пользователь Интернета в мире проводил в режиме онлайн в среднем 6 часов 38 минут в сутки. В России этот показатель еще выше – 7 часов 17 минут. Очевидно, что главные причины этого – учеба и работа из дома, игры, просмотр фильмов по подписке и в Smart TV, скачивание фильмов и файлов, серфинг и социальные сети. И, разумеется, эту самую активную треть суток каждому хочется прожить с максимальным комфортом.
По данным опроса «ЭР-Телекома», наиболее распространенная категория клиентов оператора – домохозяйства, в которых от 5 до 10 устройств с выходом в Сеть. Однако увеличивается и количество квартир с числом гаджетов более 20: помимо смартфонов, это могут быть смарт-часы, веб-камеры и другие устройства «Умного дома».
Специалисты оператора также изучили основные сценарии потребления интернет-услуг: запросы и проблемы клиентов в ситуациях, когда активно используется онлайн-видео (Smart TV, видео по подписке); ребенок занимается онлайн-образованием, смотрит мультфильмы и играет в игры; клиент сам учится или работает из дома.
«Новый интернет» = гигабитный Интернет
Дмитрий Черепанов, ведущий специалист «ЭР-Телеком» по обучению и продуктам
«Мы пользуемся Интернетом в разных условиях и с разными потребностями. Но очевидно, что если раньше вся семья собиралась перед телевизором, то теперь каждый проводит время со своим гаджетом, аналоговое становится цифровым, контент уходит в стрим и в итоге 100 Мбит/с, которые у нас есть сейчас, равны тем 5 Мбит/с, которые были стандартом семь лет назад, – говорит ведущий специалист «ЭР-Телеком» по обучению и продуктам Дмитрий Черепанов, один из создателей цифровой медиаплатформы «MovixProVoice». – Учитывая восприятие клиентом тех услуг, которые кажутся ему сегодня обязательными, год назад мы решили сделать другой, инновационный продукт. Его характеристики – лучшая скорость, лучшие роутеры, лучший сервис. Для этого мы сейчас проводим модернизацию сети и пересмотр всего сетевого и клиентского оборудования. Мы предлагаем клиенту роутеры, которые больше всего подойдут именно для его дома, а также действительно лучший сервис: наш техник приходит к клиенту с несколькими устройствами и Wi-Fi анализатором, чтобы найти оптимальное место для установки. Качественная настройка домашней сети – один из приоритетов для нас сегодня».
Уже в 2001 году «ЭР-Телеком» начал строить сеть с большим заделом на будущее – утверждают представители оператора. Это позволило ему, к примеру, запустить в 2009 году тариф с невероятно быстрым на тот момент Интернетом – 1 Мбит/с, а в 2012 году стать первым по скорости провайдером в России.
Год назад компания начала масштабную модернизацию оптической сети, а в сентябре 2020 года «Дом.ru» вывел на рынок линейку с тарифными планами на 100, 250 и 500 Мбит/с. В ближайшей перспективе – выход на скорость 1Гбит/с. При этом в течение ближайших трех месяцев перейти на «Новый интернет» можно со скидкой 10-15%. Кроме того, оператор предлагает клиентам бесплатно взять на тест-драйв новые Wi-Fi роутеры, которые можно будет вернуть. Кстати, в роутерах используется полностью переработанная под «Дом.ru» прошивка. Система проактивного сервиса в центр мониторинга «ЭР-Телеком», расположенного в Перми, автоматически отслеживает состояние всех роутеров в сети и перенастраивает их в случае неполадок.
На этом «ЭР-Телеком» останавливаться не собирается. Следующим этапом релизации проекта «Новый интернет» станет дальнейшее повышение качества – улучшение таких характеристик, как пинг, приоретизация трафика. Онбординг (сопровождение для адаптации к новому продукту) клиента будет производиться в течение 6-12 месяцев. Далее на базе платформы «MovixProVoice» будут запускаться OTT-продукты. Последним шагом станет разработка собственных сервисов: обучение, облачное хранилище, удаленное рабочее место, игры.
«MovixPro Voice» – коробка для всего
«Наша цель – сделать клиента в центре продукта и строить экосистему вокруг него: быстрее, стабильнее, удобнее, качественнее и безопаснее, – утверждает Дмитрий Черепанов. – Все наши продукты могут быть в одном месте: Интернет, Умный дом (розетки, домофон, датчики, и другие устройства, которые подключаются по Wi-Fi) и, наконец, «MovixProVoice», доступная любому из устройств, включая VR-очки со специальным приложением».
Отличительные особенности «MovixPro Voice» – встроенная ОС Android со всеми необходимыми приложениями, адаптированными под ТВ (включая YouTube с возможностью авторизации и настройки рекомендаций), встроенные сервисы доступа к видеоконтенту и пульт с голосовым поиском и управлением.
С течением времени и этот продукт будет изменяться: планируется по максимуму избавить его от проводов – в том числе без HDMI и электрического провода. Вместо HDMI-кабеля будет использоваться HDMI-донгл. Пока «MovixPro Voice» работает только на сети «Дом.ru», но в будущем будет поддерживать любую сеть. И именно на этой платформе появятся онлайн-сервисы для игр, собственные сервисы видеоконференций, облачное хранилище, сервисы для обучения, удаленное рабочее место – обещают в «ЭР-Телеком».
А что с ценами?
Разумеется, мы не могли не задать спикерам вопрос – приведет ли повышение характеристик сети провайдера к росту цен на его базовые сервисы? И готовы ли – в современной экономической ситуации – пользователи, которые сегодня платят от 750 рублей за пакет Интернет+ТВ «Дом.ru», платить в 2-3 раза больше за дополнительные услуги?
Тарифы «Дом.ru» на пакет Интернет+ТВ в Санкт-Петербурге»
Василий Середа, межрегиональный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг» по Золотому кольцу
Пандемия показала, что качественный Интернет сегодня очень востребован, однако скрости 100 Мбит/с, которая сейчас используется де-факто для домашнего Интернета, уже недостаточно. В среднем в каждой квартире от 5 до 10 устройств имеют выход в онлайн, и когда члены семьи собираются в одном месте, не все устройства работают так, как нам хочется. Наша компания обращает на это пристальное внимание: мы начали проект по модернизации сети по всей России, чтобы предложить до 1 Гбит/с в каждую квартиру, за этот и следующий год мы запланировали потратить на его реализацию 3 млрд рублей. Помимо модернизвции сети и обновленных тарифов, мы предлагаем пользователям современные, более мощные Wi-Fi роутеры.
Оказалось, что готовы практически все, но только если будут понимать ценность этих услуг для себя. «Наша главная задача – объяснить клиенту, зачем ему это нужно. Мы хотим оказывать качественные услуги за соответствующие деньги: например, предоставлять качественный сервис и при этом достойно оплачивать труд технических специалистов, которые приходят к клиенту», – пояснил Дмитрий Черепанов.
Как выяснил SPbIT.ru, один из конкурентов «Дом.ru» в том же Ярославле оказывает услуги дешевле, но при этом подключает клиентов по меди и постоянно собирает негативные отзывы о своей работе. «Дом.ru» подключает клиентов по оптоволокну. К сожалению, прошло время, когда все провайдеры снижали стоимость услуг для того, чтобы набрать абонентскую базу. Стоимость услуг оператора связи сегодня обуславливается, в том числе, необходимостью поддерживать высокий уровень сервиса и реагировать на колебание курса валют – ведь сетевое оборудование (за исключением, пожалуй, самого оптоволоконного кабеля и некоторых устройств, таких, как домофоны) до сих пор используется импортное.
Василий Середа, межрегиональный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг» по Золотому кольцу
Блиц. На вопросы SPbIT.ru отвечает межрегиональный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг» по Золотому кольцу Василий Середа
Василий, насколько успешно «ЭР-Телеком» сегодня развивается в регионе Золотого кольца?
– Из восьми областей, входящих в регион Золотое кольцо, полноценные филиалы «ЭР-Телеком» организованы в четырех: это Ярославская, Рязанская, Тульская и Тверская области. В остальных мы так же представлены, но в основном в B2B-сегменте.
На сколько этапов делится запуск программы «Новый интернет», подключение гигабитных тарифов по регионам?
– У нас было несколько пилотных городов, где новые сервисы и услуги появились чуть раньше, мы увидели их востребованность. Теперь такие тарифы одновременно запускаются по всей России. Ярославль и другие города Золотого кольца – также в основной волне.
В Петербурге «ЭР-Телеком» намеревается активно расширять охват, подключать небольшие города и коттеджные поселки Ленинградской области. Есть ли такой тренд в вашем регионе?
– Да, такие намерения у нас тоже есть. Сегодня у компании наиболее широкое присутствие в Рязанской области, где мы являемся исполнителями государственного контракта по обеспечению связью социально значимых объектов: там наша сеть построена практически в каждом населенном пункте. В других областях также идет развитие, у нас большие планы на ближайшие год-два.
Сергей Жевак, директор по b2c АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru»)
Сейчас у каждого домочадца уже не по одному устройству, «живущему» в Сети. И дома уже часто находятся одновременно несколько человек, каждый со своими важными и неотложными делами в Интернете. Им не очень интересно, какая именно у них скорость по тарифу, им важно, чтобы с этим тарифом они могли заниматься тем, чем нужно и когда нужно. Если раньше 100 Мбит/с на квартиру было более чем достаточно, то в нашем новом цифровом мире этого может уже не хватить. «Новый интернет» – наша идеология: новые скорости, новое оборудование, новые сервисы.