По предотвращению телефонного терроризма нет единой позиции

Про­ект фе­дераль­но­го за­кона, пре­дус­матри­ваю­ще­го поп­равки в ФЗ "О свя­зи" от­но­ситель­но борь­бы с те­лефон­ным тер­ро­риз­мом выз­вал ак­тивную дис­куссию меж­ду ре­гуля­тора­ми. ФАС по­ка не одоб­ри­ла за­коноп­ро­ект: по мне­нию ве­домс­тва он тре­бу­ет до­работ­ки, а ФСБ на­мере­на пред­ста­вить на рас­смот­ре­ние в Пра­витель­ство РФ свою вер­сию за­коноп­ро­ек­та.

Проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О связи" (в части борьбы с мошенническим трафиком в сетях и ложными сообщениями террористического характера) направлен письмом Минкомсвязи РФ 31 августа 2020 на обсуждение в рабочую группу. 15 сентября состоялось заседание межведомственной рабочей группы по обсуждению данного законопроекта.

Законопроект направлен на противодействие мошенничеству, совершаемому с использованием телефонных номеров. В пояснительной записке к законопроекту (имеется в распоряжении ComNews) сказано, что документ разработан на основании позиции отрасли о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на борьбу с мошенническим трафиком в сетях и ложными сообщениями террористического характера.

Законопроект направлен на установление прямого запрета для операторов связи: оказывать услуги по пропуску трафика на свою сеть связи в случаях отсутствия информации о номере вызывающего абонента (сокрытия абонентского номера) или получением международного телефонного вызова с использованием номера, входящего в российскую систему и план нумерации; приостановление и возобновление оказания услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям (страна, оператор связи, ресурс нумерации) на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа Федеральной службы безопасности РФ в установленных в случаях. В тексте законопроекта сказано, что оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных условий, если нарушения вызваны приостановлением оказания услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям на основании мотивированного решения. Оператор связи не может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг связи и договору о присоединении сетей электросвязи, если такие случаи были вызваны приостановлением оказания услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям на основании мотивированного решения.

Представитель пресс-службы ПАО "Ростелеком" рассказал ComNews, что в данной рабочей группе принимают участие представители "Ростелекома". Корреспондент ComNews спросил, в том числе, потребуется ли от участников рынка связи дополнительные расходы на реализацию законопроекта, если он будет принят и каков примерно может быть размер этих расходов. "Указанные в запросе инициативы обсуждаются членами рабочей группы, окончательное решения в части того, что все они будут реализованы и в каком именно виде, не принято. При этом "Ростелеком" поддерживает борьбу с фродом и ложными сообщениями", - ответил представитель пресс-службы Ростелекома.

Пресс-служба "МегаФона" отметила, что оператор поддерживает инициативы Минцифры, направленные на предотвращение телефонного терроризма, и принимает активное участие в обсуждении документа в составе Межведомственной рабочей группы.

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева рассказала ComNews, что ведомство не принимало участие в совещании 15 сентября. "Законопроект поступал в ФАС России на согласование. По мнению ведомства, он требует дополнительной проработки и обсуждения. ФАС России в ближайшее время войдет в состав рабочей группы", - сообщила Елена Заева.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко рассказал корреспонденту ComNews, что параллельно обсуждаемому нормативному акту есть иной законопроект от ФСБ, который будет воспринимать опыт рабочей группы при Минцифре. По мнению Дмитрия Галушко, данный законопроект уже давно назрел, учитывая срывы работы госорганов, образовательных и социальных учреждений. "В настоящее время существует законопроект, который вводит в КоАП статью 13.2.1., устанавливающую ответственность в виде штрафа за неисполнение операторами связи обязанности по передаче абонентского номера или уникального кода идентификации. Принятие данных законопроектов поможет борьбе с телефонным терроризмом. Также есть случаи, когда операторов связи штрафуют за подмену номера. Так, по делу № А27-11855/2017 ПАО "Ростелеком" взыскал с ЗАО "КУЗБАССЭНЕРГОСВЯЗЬ" 419 077,29 руб. неустойки (эта сумма равна трехкратной стоимости соответствующих услуг по пропуску трафика с подмененным номером)", - прокомментировал Дмитрий Галушко. Изменения, в статью 13.2.1, о которых он говорит гласят: "Неисполнение операторами связи обязанности по передаче абонентского номера, выделенного абоненту на основании договора об оказании услуг связи, в процессе установления телефонного соединения или передачи короткого текстового сообщения, или обязанности по передаче уникального кода идентификации при установлении соединения для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей".

Источник на рынке пояснил ComNews, что в текущей редакции законопроект принят не будет, а вариант документа от ФСБ будет направлена напрямую в Правительство в срочном порядке. "У ФСБ похожий текст", - добавил он.

В пояснительной записке к проекту ФЗ сказано, что в РФ серьезно возросло количество случаев мошенничества в области оказания услуг связи. "Фиксируются случаи осуществления вызовов с заведомо ложными сообщениями о террористических угрозах. В основном подобные вызовы совершаются как международные вызовы, совершенные с использованием российской нумерации, с использованием не выделенного оператору ресурсом нумерации или скрытой нумерацией. Деятельность злоумышленников наносит существенный экономический и политический ущерб РФ... Данная проблема приобретает особенную актуальность в период проведения всероссийских общественно-политических мероприятий. В настоящее время законодательством РФ предусмотрена обязанность операторов связи по приостановлению оказания услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами. Указанная норма законодательства применяется как одна из мер по пресечению вызовов террористической направленности по отдельным номерам телефонов. Однако, в случае осуществления массовых вызовов террористического характера с большого количества телефонных номеров, данная мера представляется недостаточно эффективной. С целью повышения эффективности борьбы с массовым распространением ложных сообщений об актах терроризма посредством осуществления телефонных вызовов предлагается создать механизм приостановления и возобновления услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям (страна, оператор связи, ресурс нумерации) в порядке, определенном Правительством РФ. Соответствующее постановление Правительства РФ будет разработано в шестимесячный срок. Ввиду того, что предполагаемые мероприятия по приостановлению услуг по пропуску трафика по отдельным направлениям могут привести к нарушениям операторами связи отдельных лицензионных требований и неисполнению обязательств по договору об оказании услуг связи и договору о присоединении сетей электросвязи, предлагается освободить операторов связи от ответственности за нарушения, связанные с данными мероприятиями", - объясняют авторы пояснительной записки.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнёры" (технология KIP MONITOR) Павел Катков подтверждает: проблема ложных террористических звонков актуальная. "Во всяком случае, мы регулярно слышим о них. Однако концептуально этот законопроект даёт возможность прекращать услуги связи абоненту по решению ФСБ, и в нём не упоминается решение суда. Думаю, в этом основной смысл: оперативно воздействовать на оператора и абонента без решения суда в случаях, по мнению авторов законопроекта, того требующих. Прогнозирую, что это "первая ласточка" и этот перечень будет расширен - думать таким образом меня заставляет пояснительная записка, в которой упомянут мошеннический трафик, однако в самом законопроекте он не отражён, а значит, возможно, стоит ждать продолжения, развития этой "внесудебной" концепции ограничения связи в интересах безопасности", - прокомментировал Павел Катков.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отметил, что изменения в ФЗ "О связи" стали очень актуальны в осенний период. "Как правило, летом, когда население отправляется в отпуск, снижается количество мошеннических звонков и сообщений о готовящихся террористических актах. К осени и зимой трафик в этих направлениях заметно растет. В конце 2019 г. и в начале 2020 г. поступало огромное количество звонков с сообщениями о минировании торговых центров, судов, школьных и дошкольных учреждений. Вал сообщений пришелся не только на Москву и Петербург, но и регионы Дальнего Востока. Силовые структуры и профильные ведомства тратили время на проверку каждого ложного вызова. В период пандемии звонки такой направленности прекратились, но возросло количество мошеннических звонков. Преступные группы покупают слитые в сеть базы данных и обманом похищают средства с карт граждан, в большей части – граждан пожилого возраста. Поэтому нужно внести поправки в законодательство, чтобы обезопасить россиян. Над проектом работали не только законодатели, но и эксперты в области защиты данных (в том числе – представители финансовых организаций, силовых структур, Роскомнадзора и Минцифры). Специалисты предложили дать возможность операторам в короткие сроки блокировать спамеров (как единичные номера, так и call-центры мошенников), проведя проверку", - прокомментировал Павел Сигал. В Минцифре и Рокомнадзое на запрос ComNews не ответили.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь

Ключевые слова: регулирование