ФАС накажет "Лабораторию Касперского" за техошибку

ФАС со­об­щи­ла, что "Ла­бора­тория Кас­пер­ско­го" в рек­ла­ме на­мерен­но за­нижа­ла це­ны на ус­лу­ги и по­лучит штраф. "Ла­бора­тория Кас­пер­ско­го" объ­яс­няет, что не на­мере­валась рас­прост­ра­нять не­дос­то­вер­ную рек­ла­му, а при­чиной не­со­от­ветс­твия цен ста­ла тех­ни­чес­кая ошиб­ка.

Комиссия Федеральной антимонопольное службы (ФАС) России признала недостоверной рекламу программного обеспечения Kaspersky Password Manager, сообщающую, что продукт стоит 450 руб. С претензией к рекламе программного обеспечения (ПО) в ведомство обратился гражданин. "Рекламное сообщение компании нарушило закон, ей будет назначен штраф. Сообщение распространялось с 01 июля 2018 г. по 18 сентября 2020 г. с помощью сервиса "Яндекс.Директ". Однако с 12 августа 2020 г. стоимость ПО Kaspersky Password Manager увеличилась до 900 руб. за лицензию на одного пользователя за 1 год. В нарушение требования, установленного Законом о рекламе, после изменения цены ПО, реклама с указанием его стоимости в размере 450 руб. продолжала распространяться", - сказано в сообщении ФАС.

"Поскольку на момент рассмотрения антимонопольного дела "Лаборатория Касперского" прекратила вышеуказанную рекламу, ФАС не стала выдавать предписание о прекращении нарушения. Вместе с тем, материалы дела переданы для возбуждения дела об административном правонарушении для вынесения постановления о наложении штрафа по факту нарушения Закона о рекламе", - уточнил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

В "Лаборатории Касперского" сообщили, что в августе 2020 г. компания изменила цену на свой менеджер паролей – Kaspersky Password Manager, с этого момента она составила 900 руб. для 1 пользователя на 1 год. "К сожалению, из-за ошибки технического характера некоторое время в сервисе "Яндекс.Директ" продолжила распространяться реклама этого приложения, где была указана старая цена - 450 руб. В сентябре 2020 г. после получения информации о несоответствии цены "Лаборатория Касперского" оперативно устранила эту ошибку и предприняла меры организационно-технического характера, чтобы подобная ситуация не повторилась. Хотим подчеркнуть, что компания не имела намерения распространять недостоверную рекламу: причиной несоответствия цен в данном случае стала техническая ошибка, - прокомментировала пресс-служба "Лаборатории Касперского". - Пока компания постановление о наложении штрафа не получала".

В соответствии с ч.1 ст.14.3 Кодекса об административных правонарушениях нарушение законодательства о рекламе со стороны юридического лица наказывается штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей. "При назначении наказания ФАС должна учесть, что еще в сентябре разработчик выявил неточность в рекламе и устранил нарушение, а значит есть основание для того, чтобы применить нижнее значение штрафа, предусмотренного законом, - комментирует владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков. – Вероятно, в данном случае имеет место банальная техническая ошибка. Недостоверность рекламы в виде уменьшенной в два раза цены слишком очевидна, чтобы крупный разработчик мог сознательно пытаться обмануть потребителей. Хотя, конечно, многие производители прибегают к маркетинговым уловкам, но в таком случае было логичней указать "от 450 руб.", как это обычно делается, что формально соответствует действительности и не является нарушением закона о рекламе".

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин отметил, что по "тонкому льду" закона о рекламе ходят очень многие рекламодатели: некорректное описание скидки, крупный и мелкий шрифт и другие уловки маркетологов часто идут вразрез с требованиями рекламного законодательства. "Шансы "Лаборатории Касперского" выиграть суд, если они подадут апелляцию, напрямую зависят от качества юридической команды, которую она выберет для этого дела. Я бы прежде всего обратил внимание на то, как потребитель воспринимает данную рекламу, это раз, и чем подтверждаются соответствующие суммы, это два. Разумно заказать исследование или несколько исследований и использовать их в деле. Вместе с тем, возможно, "Лаборатория Касперского" не станет спорить", - считает Алексей Сулин.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов рассказал корреспонденту ComNews, что подобное нарушение редко встречается у производителей и продавцов ПО. "Как правило, достоверная цена наглядно доводится до потребителей в рекламе и на всех этапах оформления оплаты. По всей видимости, здесь идет речь о несогласованности действий коммерческого и рекламного департамента в "Лаборатории Касперского" - цену изменили без уведомления коллег, ответственных за производство и распространение рекламы, вследствие чего в рекламные материалы не были внесены правки, и потребители вводились в заблуждение. Разумеется, это не снимает ответственности с компании", - подчеркнул Олег Павлов.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: ФАС, Лаборатория Касперского