QR-коды в Петербурге могут потребовать даже от базовых станций сотовой связи

Депутаты рабочей группы в Санкт-Петербурге решили снабжать базовые станции сотовых операторов QR-кодами, содержащими ссылку на подробную информацию об этих сооружениях. Для этого планируется внести изменения в законодательство, касающееся размещения антенно-мачтового оборудования связи. Такая беспрецедентная для России инициатива связана со шквалом обращений жителей Петербурга, высказывающих опасения и возмущения по поводу размещения антенно-мачтовых сооружений (АМС) вблизи жилых домов.

По мнению депутатов специально созданной рабочей группы, снабжение башен QR-кодами, содержащими данные о прохождении телекоммуникационным оборудованием всех необходимых проверок, должно снизить недоверие горожан к устанавливаемым «источникам излучения». Введение QR-кодов для антенно-мачтового оборудования – уникальный для нашей страны эксперимент, и начать его планируют в Санкт-Петербурге.

В предлагаемом к принятию законопроекте, в частности, указано: «В случае, если использование земельных участков связано с размещением наземных сооружений связи, пользователь обеспечивает размещение на сооружении связи информации, состав и порядок размещения которой определяются Правительством Санкт-Петербурга». В пояснительной записке к проекту сказано, что для нанесения данной информации на базовые станции не потребуется дополнительных расходов из бюджета. Судя по всему, предполагается, что дополнительные расходы лягут на самих операторов, размещающих оборудование. Раз в три года сам эксплуатант должен обеспечивать проведение анализа соответствия базовой станции требованиям надзорных организаций. Кроме того, депутаты пришли к мнению, что оборудование не должно искажать городской ландшафт, поэтому необходимо привести базовые станции в соответствие с некими эстетическими стандартами.

Текст законопроекта

Текст законопроекта

Предполагается, что по QR-коду можно будет не только узнать, кто эксплуатирует данную станцию и какие есть основания для ее установки, но и ознакомиться с санитарно-эпидемиологическим заключением, которое получают операторы каждый раз перед тем, как инсталлировать оборудование.

Ситуацию прокомментировал Алексей Макаров, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию и координатор рабочей группы Законодательного собрания по вопросу размещения антенно-мачтовых сооружений связи на территории Санкт-Петербурга:

«В рамках работы нашей рабочей группы мы подготовили законопроект, предусматривающий размещение на антенно-мачтовых сооружениях QR-кодов, которые позволят получать информацию о том, что это за оборудование, кем оно размещено, как оно контролируется. Соответственно, мы полагаем, что максимально открытое предоставление данной информации может снять у людей большинство вопросов. Потому что зачастую наши опасения приходят от незнания.

Законопроект подготовлен в рамках рабочей группы. Сейчас на него получено положительное заключение юридического управления аппарата законодательного собрания, и документ направлен на заключение губернатору Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Устава Санкт-Петербурга. После получения заключения губернатора, если оно будет положительным (а мы надеемся, что оно будет положительным), законопроект будет рассмотрен на рабочей группе, и я полагаю, что рабочая группа примет решение о внесении данного законопроекта на рассмотрение законодательным собранием от имени депутатов, членов рабочей группы по антенно-мачтовым сооружениям».

Алексей Макаров, координатор рабочей группы ЗАКС по вопросу размещения АМС связи на территории СПб

Алексей Макаров, координатор рабочей группы ЗАКС по вопросу размещения АМС связи на территории СПб


С чего все начиналось

История борьбы петербуржцев с базовыми станциями продолжается уже около года. Еще в декабре 2021 года появлялась информация о недовольстве горожан из-за нового телекоммуникационного оборудования. В то же время из-за постоянного увеличения нагрузки на сети связи имеющихся у операторов базовых станций становится недостаточно. Процесс размещения нового оборудования и релокации старого идет непрерывно. Что характерно, многие базовые станции размещаются вблизи жилых домов по заявлениям самих жильцов, которые испытывают неудобства из-за слабого сигнала.

Ранее главе города Александру Беглову предлагали ввести мораторий на строительство новых базовых станций до тех пор, пока не будет более четкой регламентации размещения оборудования. Введение моратория поддержали подавляющее большинство депутатов Законодательного Собрания – 48 проголосовали «за», голосов «против» не было. Однако губернатор отказался вводить мораторий, поскольку по сравнению с Москвой в Петербурге наблюдается явный дефицит объектов телекоммуникационной инфраструктуры – их количество в несколько раз меньше, чем в столице.

Теперь жалобы на возведение новых конструкций поступают как от тех жильцов, которые опасаются, что близость антенн может негативно сказаться на их здоровье, так и от тех, кого волнует эстетика и красота заоконного пейзажа.

Операторы связи, напротив, уверены в том, что вреда здоровью находящаяся вблизи рядом с домом базовая станция не несет. Более того, чем дальше от мобильного телефона размещена приемо-передающая аппаратура, тем сильнее излучение, выделяемое абонентским устройством, осуществляющим поиск сигнала. Кроме того, если сигнал слишком слаб, фактически абонент теряет возможность использования сотовой связи, что может помешать ему, например, вызвать врача на дом.

Однако опасения у жителей домов всё равно возникают. Несмотря на то, что перед установкой АМС проводятся необходимые проверки, жители жалуются на размещение базовых станций, например, на территории детской площадки, на уровне окон жителей дома или в непосредственной близости от образовательного учреждения – школы или детского сада.

В результате была создана упомянутая выше рабочая группа законодательного собрания по вопросу размещения антенно-мачтовых сооружений связи на территории Санкт-Петербурга, первое заседание которой прошло в марте 2022 года. В ходе заседания операторы приводили аргументы, которые должны были убедить депутатов в необходимости наращивать арсенал базовых станций в формате города. Одним из доводов был тот факт, что потребление интернет-трафика растет год от года, в среднем за полтора года увеличиваясь в два раза. Растущие потребности должны обеспечиваться увеличивающимся количеством оборудования, что и так непросто с введением зарубежных санкций и уходом из страны ведущих вендоров в сфере телекоммуникаций.

Кроме того, в апреле операторами поднимался вопрос об исключении из требований Роскомнадзора запрета на размещение вышек вблизи образовательных учреждений. По мнению операторов, это может негативно сказаться на качестве услуг связи на территории учебных заведений. Причем сам запрет на размещение мачтового оборудования касается не только школ и детских садов, но в том числе и высших учебных заведений.

Базовые станции - камень преткновения, если даже и с QR-кодом

Базовые станции – камень преткновения, если даже и с QR-кодом

Комментарии игроков рынка

Официальные комментарии сотовых операторов выглядят достаточно осторожно. Так, в пресс-службе Tele2 заявили:«Мы всегда за конструктивный диалог как внутри отрасли, так и с органами власти, и с пользователями услуг связи. Меморандум о взаимопонимании в области развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на данный момент находится на согласовании сторон. Надеемся, что документ станет хорошей основой для поддержания отрасли и обеспечения высокого качества услуг связи».

Пресс-служба МегаФона также высказалась достаточно сдержанно: «Мы всегда выступаем за ведение диалога с органами власти и пользователями сотовой связи. Меморандум, определяющий правила установки антенно-мачтовых сооружений (АМС) в данный момент изучается нашими экспертами».

Однако при неофициальном общении эксперты рынка мобильной связи высказывают более критичные замечания. Очевидно, что издержки по нанесению QR-кодов станут еще одной статьей расходов для операторов, которые уже и без того вынуждены платить миллионы рублей штрафов ежегодно. В число издержек операторов входит, например, плата за размещение оборудования в пользу владельцев коммерческих площадок.

Регулирование по вопросам установки телекоммуникационного оборудования уже выглядит достаточно жестким: источники рынка сообщали, что согласование установки одной базовой станции может занимать полгода-год, при этом оператору необходимо пройти несколько инстанций, а документы, регулирующие размещение оборудования, исчисляются десятками. При этом нормативы в России едва ли не самые жесткие в мире: в европейских странах предельно допустимое излучение от АМС в 10 раз выше, чем на территории РФ.

«Мощность излучения базовой станции сотовой связи сравнима с мощностью излучения микроволновых печей, которые есть в квартирах большинства жителей Петербурга. Но никто не устраивает кампании по борьбе с микроволновками. Почти в каждой квартире есть роутер – и тоже всё нормально. Думаю, что часть негативных обращений граждан по поводу АМС связана с невежеством людей, которым в целом не нужны «эти ваши интернеты». Вместе с тем большое внимание операторам и властям действительно стоит уделить эстетическому виду города. Я видел такую ситуацию в Москве – когда вышка сотовой связи воткнута прямо посреди тротуара на одной из улиц. Зрелище не очень вдохновляющее. Не уверен, правда, что внедрение QR-кодов поможет как-то решить этот вопрос», – комментирует аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: вышка сотовой связи, регулирование, сотовая связь, QR-код