Онлайн–сервисы начали повышать стоимость своих подписок

Эксперты говорят, что у интернет–площадок поменялась бизнес–модель. И заели пираты.

С 1 ноября подписка за 299 рублей на "Яндекс.Плюс" стала единственным тарифом, доступным пользователям. Ранее было два: более экономичный за 199 рублей и "Плюс Мульти" за 299 рублей. Последний позволял подключать к подписке четырёх людей и использовать его на разных устройствах.

Генеральный директор INFOline Иван Федяков прогнозирует, что ранжирование тарифов в сторону увеличения их средней стоимости произойдёт и у других российских сервисов: "Сейчас компании меняют бизнес–модель своего развития. Раньше они делали ставку в большей степени на капитализацию, для инвесторов рост клиентской базы и активность использования были важнее, чем операционная эффективность и прибыли. Многие оценивали российские сервисы по мультипликаторам зарубежных компаний и тем самым пересчитывали их капитализацию. На этом фоне компании давали максимально льготные условия для потребителей, приучая к своим сервисам и зарабатывая на росте капитализации бизнеса целиком. Но после 24 февраля эта стратегия стала абсолютно бессмысленной. Сейчас многие проводят делистинг своих акций, потому что капитализация не отражает реальную эффективность компании".

Компании теперь нацелены на рост операционной эффективности и на получение прибыли от своих клиентов, чтобы иметь больше возможностей этих клиентов обслуживать. Иван Федяков также считает, что какие–то сервисы будут уходить из невыгодных локаций, как это сделал "Самокат", который перестал работать в ряде регионов. Бизнес нацелен на то, чтобы зарабатывать здесь и сейчас.

Стоит отметить, что повышение тарифов произошло и у западных сервисов. Так, в конце октября подписку на свои стриминговые платформы в 7–10 раз увеличила Apple, обосновывая это ростом издержек по лицензированию медиапродукции.

Подорожал и YouTube Premium в нескольких странах. В США, к примеру, цены выросли с $17,99 до $22,99 в месяц.

В России при этом после ухода западных сервисов (Netflix и Spotify) аудитория выросла. По данным GFK, по показателю год к году наибольший рост по количеству подписок в III квартале 2022 года случился у кинотеатра KION (на 170%), но самый большой показатель в абсолютных значениях у "Кинопоиска" — 5,3 млн. По данным "Яндекс.Радар", в III квартале аудитория "Кинопоиска" составила 22,7 млн пользователей в месяц. Однако это на 2% ниже I квартала.

Иван Федяков замечает, что рост количества подписок тормозит пиратство. Далеко не все перешли с Netflix на российские онлайн–кинотеатры: "В нормальной ситуации все пользователи перешли бы на российские продукты, но у нас ситуация не такая. Есть достаточно существенное падение доходов населения. Плюс в начале весны активно продвигалась риторика легализованного пиратства. На пиратство стали закрывать глаза, люди снова пересели на торренты".

Карашаш Ногаева

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: веб-сервис, Яндекс, онлайн-кинотеатры