Intel показал Sonoma

Вчера, 19 января, российский офис Intel представил новое поколение технологии Centrino для мобильных ПК – платформу Sonoma. Незадолго до этого в Петербурге началась массированная рекламная кампания Intel в поддержку технологии беспроводного доступа Wi-Fi, которая включена в Centrino и Sonoma. Презентация платформы прошла одновременно в Москве, Петербурге, Киеве, Алма-Ате и Баку.

Напомним, что платформа Centrino была запущена в производство в марте 2003 года, и она пришла предыдущим решениям Intel для мобильных компьютеров. Она специально разработана для мобильных компьютеров. Использование Centrino позволяет уменьшить вес ноутбуков, увеличить их производительность и время автономной работы от батарей. Основное ее отличие - в нее интегрированы средства беспроводной связи по технологии Wi-Fi (она предназначена для передачи данных и обеспечения доступа в Интернет на небольших -- от 100 до 500 метров – расстояниях). Примерно в то же время Intel активизировался в России и в этой области – первые точки доступа Wi-Fi (хот-споты) были тогда запущены в Петербурге компанией «КомСет» (в дальнейшем она стала частью «ПетерСтара»). Летом 2003 года первых хот-споты появились и в Москве.

На первом этапе спрос на Centrino был не велик – на рынке было представлено ограниченное количество ноутбуков с поддержкой этой технологии. Кроме того, так как сети Wi-Fi в течение 2003 года развивались в России достаточно медленно. Поэтому такие ноутбуки покупали из-за другой особенности Centrino – увеличенного времени автономной работы от батарей. Другой момент – в основном здесь представлены аппараты стоимостью от $1200, что ограничивает спрос на Centrino, которая, получается, не доступна пользователям бюджетных моделей. На сегодняшний момент ситуация выглядит лучше. На рынке в общей сложности представлено более 140 моделей ноутбуков. В петербургских розничных сетях сейчас они занимают более 50% ассортимента переносных компьютеров, при этом доля их продаж постоянно растет, и составляет сейчас 25-40% от общего объема продаваемых ноутбуков.

Первые известия о Sonoma появились еще в конце прошлого года. А на завершившейся недавно в Лас-Вегасе выставке Consumer Electronics Show были представлены первые ноутбуки на базе новой платформы. Официальная презентация состоялась вчера, 19 января, причем она была проведена одновременно по всему миру.

Ключевыми элементами новой платформы являются: процессор Intel Pentium M, производимый по 90-нм технологии и поддерживающий более быстродействующую системную шину с тактовой частотой 533 МГц; чипсет нового поколения для мобильных ПК (кодовое наименование Alviso) – 915GM (поддерживающий интерфейс Direct Media, 8 портов USB, 4 порта PCI Express и ExpressCard для внешней графики, до 2 ГБ оперативной памяти стандарта DDR2, интерфейс Serial ATA, технологию Intel® Display Power Saving Technology 2.0 для снижения энергопотребления дисплеев, TV-выход, интерфейс Intel’s Intel High Definition Audio). Также существует урезанный вариант этого чипсета – с индексом S, который менее производителен в плане графики, но и заметно дешевле. В целом единственным существенным выводом касательно изменений в Centrino, сделанный на презентации – увеличение производительности системы на 5-12%.

На российской презентации Intel показал в действии несколько моделей ноутбуков созданных на основе Sonoma, в том числе от LG и Asus, как для домашнего применения, так и для работы в деловой среде. В частности, была проведена видеоконференция с различными российскими городами, где в тот момент проходили аналогичные презентации (для доступа в сеть был задействован хот-спот компании «ПетерСтар»). Здесь уместно упомянуть, что еще одним немаловажным обновлением Centrino стала новая интегрированная плата доступа в Интернет по беспроводной технологии Wi-Fi. Модуль с поддержкой стандартов 802.11 a/b/g носит кодовое наименование Calexico 2 – сетевой адаптер PRO/Wireless 2200BG.

В своем маркетинге мобильных решений Intel делает особую ставку на продвижение Wi-Fi, что и не удивительно, поскольку эта технология изначально заложена в компьютерах на базе Centrino. Так в течение всего предыдущего года корпорация проводила серию выставок по всей России под названием «Карнавал цифровых технологий», где основной упор был сделан на использовании всеми представленными цифровыми устройствами беспроводной технологии Wi-Fi (всего выставки посетило около 280 тыс. человек). Все оборудование на стендах «Карнавалов» было объединено с помощью сети стандарта Wi-Fi, что позволяло демонстрировать возможности ноутбуков на базе технологии Centrino и преимущества мобильного образа жизни.

Одна из самых масштабных акций по продвижению Centrino была проведена в начале осени в Петербурге и Москве. Организатором выступило российское представительство Intel совместно с местными ADSL-провайдерами. В Северной столице – это «Вэб Плас», в первопрестольной – «Точка.ру» ("МТУ-Интел"). Акция проходила с 27 августа по 31 сентября, и в ее рамках покупателям ноутбуков на базе технологии Centrino предоставлялись льготные условия на подключение к выделенному ADSL-каналу. В Петербурге в этой акции участвовали "Компьютер-центр "Кей", "Компьютерный Мир" и "Микробит", каждый из них продал по 200-300 таких комплектов.

Сейчас компьютерные продавцы затрудняются делать прогнозы на коммерческий успех новой платформы. «Она появилась буквально вчера, и модельный ряд ноутбуков с Sonoma пока ограничен. Однако сразу смущает заявленная средняя цена на них – около $2 тыс., хотя в дальнейшем обещано, что стоимость новых моделей будет начинаться от $1 тыс.», - прокомментировали в одной из петербургских розничных сетей торговли ПК. Помимо указанных выше марок, свои модели на основе Sonoma анонсировали Aquarius, Prestigio, Samsung, iRu, FSC (Fujitsu Siemens Computers), украинские everest и "Версия", Ultra (Баку).

По мнению многих наблюдателей, изначальный акцент Intel на бизнес-секторе потребителей Centrino постепенно смещается на массовый рынок. Об этом говорит, в частности, недавно начавшаяся в городе массированная рекламная кампания Centrino с привязкой к технологии Wi-Fi. Так, в нескольких популярных изданиях партнерами Intel (такими как Toshiba и Rover) были опубликованы материалы, рекламирующие Centrino и Wi-Fi. Самим вендором была размещена наружная реклама на одной из главных магистралей города. Как сообщил корреспонденту spbIT.ru директор по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий Intel Михаил Фечин, сейчас началась рекламная кампания федерального масштаба с привлечением телевидения. «В ближайшем будущем на ТВ будут запущены четыре наших видеоролика, каждый из которых будет посвящен одному из направлений наших мобильных решений», - сообщил г-н Фечин.

Он также подтвердил, что реклама Wi-Fi является стратегической частью маркетинговой политики Intel, однако, отдельно оговорил, что вложения в развитие беспроводной технологии происходят только на уровне маркетинга и рекламы. «Мы не занимаемся инвестированием в инфраструктуру и не платим за покупку оператором оборудования – это его прерогатива. В отдельных случаях мы подписываем с операторами соглашение по которому мы оплачиваем затраты на маркетинг. Отмечу, что в Европе все происходит с точностью до наоборот – для того чтобы работать с нами платит операторов. К примеру, в Англии это стоит около 2,5 тыс. фунтов», -- пояснил г-н Фечин.

Стоит напомнить, что сейчас в России зарегистрировано уже более 300 хот-спотов (по данным J`son&Partners), тогда как год назад их было примерно вдвое меньше. Удвоение рынка WI-Fi в этом году обусловлено в частности также 100% ростом продаж мобильных ПК на российском рынке. При этом если в 2003 году доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004 года она выросла до 13,7%. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 миллиону штук, а в 2008 году, по прогнозу J’son & Partners, превысит отметку 1,78 млн устройств. Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel в конце прошлого года составила 92%, при этом каждый третий проданный ноутбук был на базе Centrino.

В Петербурге на данный момент Wi-Fi развивают несколько компаний - это "ПетерСтар", "Квантум" и Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон". Большинство их точек - платны. "ПетерСтар" располагает сейчас более чем 10 хот-спотами, расположенными в основном в гостиницах и пассажирских терминалах типа "Пулково", а "Квантум" - более 15. У сотового оператора сейчас организовано три собственных хот-спота (в отеле Radisson SAS, ресторане "Тинькофф", на выставочных площадках "Ленэкспо" в Гавани, из них платна пока только гостиничная точка). Кроме того, оператор использует еще несколько точек совместно с компанией "Квантум". Недавно в Северной столице появился новый игрок – проект «Яндекс.Wi-Fi», который уже подключил более 80 точек в Москве. Он подразумевает создание точек беспроводного доступа в Интернет исключительно в ресторанах и кафе. Основное отличие "Яндекса" от других аналогичных проектов - он предлагает абсолютно иную схему взаимодействия - фактически эта компания занимается продвижением услуги среди владельцев точек (в основном ресторанов и кафе), организацией контактов с операторами и ее дальнейшим маркетингом. При этом основным условием участия выступает обязательство предоставлять услуги доступа в Интернет бесплатно. В конце прошло года «Яндекс.Wi-Fi» заключил договоры с местными операторами «Вэб Плас» и «ПетерСтар» на обслуживание своих потенциальных хот-спотов (см. выпуск новостей от 21 декабря 2004 г.).

Рубрики: Интернет, Рынок ПК, Маркетинг, Оборудование