TETRA вернулась к корням

Сеть профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) стандарта TETRA на оборудовании Motorola открылась в Петербургском метрополитене. Подземка стала третьей в России, обустроенной цифровой технологической радиосвязью, но имя TETRA стало известно в стране в свое время благодаря именно питерскому метро.
Петербургский метрополитен мог получить связь нового цифрового стандарта ТЕТRА на всех станциях еще в 2000 г. В конце 1980-х инженеры метро и местного НИИ Точной механики, предложившего проект, даже выбрали поставщика – Marconi (затем – OTE, а потом – Selex). Однако из-за отсутствия финансирования проект системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов на базе ТЕТRА был отложен. Федеральная статья расходов на него появилась только в 2007 г.

На прошлой неделе ComNews стало известно, что контракт на проектирование и строительство технологической радиосвязи в питерской подземке получил и начал выполнять местный партнер Motorola ЗАО "РКК Мобильные Радиосистемы". Сегодня на объектах метрополитена завершается строительство первой очереди системы ЕЦРС (единая цифровая радиосвязь). Госзаказчиком проекта выступает СПб ГУП "Петербургский метрополитен", а эксплуатацию ЕЦРС осуществляет единый оператор проводных и беспроводных средств связи в интересах правительства Санкт-Петербурга – СПБ ГУП "АТС Смольного". Решением ГКРЧ ему выделены полосы частот в диапазонах 412-417 МГц и 422-427 МГц.

Конкурс на получение контракта стоимостью более $5 млн городские власти объявили в мае 2007 г. Его результаты подвели в конце июля, а госконтракт с исполнителем заключен в августе. "В открытом конкурсе могли принять участие решения любых производителей TETRA. Однако в техническом задании заказчик выдвинул требования о строительстве цифровой транкинговой системы радиосвязи TETRA на базе IP. Кроме Motorola никто из производителей TETRA-оборудования пока не предлагает такого решения", – сообщил репортеру ComNews гендиректор РКК "Мобильные радиосистемы" Сергей Макаров.

Метрополитен северной российской столицы включает четыре линии общей протяженностью маршрутов более 125 км с 65-ю станциями и 5-ю депо. "Сейчас мы завершаем развертывание первой очереди на 4-й линии. В дальнейшем система обеспечит защищенную многофункциональную радиотелефонную связь с возможностями передачи голоса и данных по всем участкам", – рассказал репортеру ComNews вице-президент Motorola по системным решениям в регионе EMEA Мануэль Торрес.

В Motorola пояснили также, что проект предусматривает ввод в эксплуатацию системы на базе платформы Dimetra IP с поэтапным расширением зоны действия и возможностей. Первая очередь ЕЦРС в петербургском метрополитене, работа которой начинается в этом месяце, включает 13 базовых станций, центр управления и коммутации. На этом этапе к системе будут подключены 300 пользователей. Сервисы сети предназначены для всех служб метрополитена: подвижного состава, эксплуатационных, УВД и пр. Полное завершение проекта намечено на 2009 г., число TETRA-абонентов метро к тому времени должно достигнуть 3 тыс. Развернутая ЕЦРС будет включать 70 базовых станций Motorola, расположенных как под землей, так и на наземных участках метро.

Кстати, на российском TETRA-рынке Motorola начинала семь лет назад именно с Петербурга. Еще в октябре 2000 г. Motorola и транкинговый оператор "РадиоТел" начали тестовые испытания первой в России демо-системы цифрового стандарта TETRA, базовая станция которой была установлена на петербургской телебашне, а коммутация осуществлялась посредством шлюза и контроллера Motorola в Копенгагене. В сентябре 2004 г. в Петербурге была развернута коммерческая односайтовая система TETRA на базе оборудования Motorola Compact TETRA, которая затем расширялась. Сервисы этой сети активно используют, в частности, петербургские службы 01 и 03.

Досье ComNews

Метрополитены стали пионерами внедрения TETRA-систем на транспорте в России. Первыми к клубу TETRA-подземок (Лондонское, Мадридское, Нюрнбергское, ряд азиатских и латиноамериканских метро) в 2005 г. приобщились Казанский и Московский метрополитены. В Казани система работают на инфраструктуре и рациях Motorola, в Москове, соответственно, на Rohde & Schwarz и Sepura. Оба метрополитена планируют расширять сети, постепенно реализуя в них передачу данных. В России – семь действующих метрополитенов (Екатеринбургский, Казанский, Московский, Нижегородский, Новосибирский, Петербургский и Самарский), один работающий скоростной трамвай с подземными участками (Волгоградский Метротрам) еще четыре метрополитена строятся: Омский (пуск первого участка назначен на 1 июля 2008 г.), Кроасноярский (5 июня 2010 г.), Челябинский (13 сентября 2012 г.) и Уфимский (2010 г.).

Наталия Веденеева, Дмитрий Петровский

Рубрики: Мобильная связь, Оборудование, Кадры, Финансы

Ключевые слова: дешевая мобильная связь, сотовая связь СПб, новинки сотовой связи, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, WAP-портал, USSD, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, безлимитный СкайЛинк, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, акция, EV-DO, Псков, Петрозаводск, Карелия, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, GPRS Internet, Tele2, тарифы , SMS, Санкт-Петербург, Petersburg, Петербург, Новгород, программы лояльности