Операторы ровняются на девелоперов/ Рынок офисной телефонии может вырасти в 3 раза

Пристальный интерес к возводимой в Петербурге офисной недвижимости и целым деловым кварталам испытывают не только потенциальные арендаторы и отраслевые аналитики, но и операторы связи. Возможность предоставлять свои услуги на территории бизнес-центров является хорошим драйвером для роста бизнеса любой телекоммуникационной компании. Особенно если учесть, что объем офисной недвижимости после реализации лишь уже заявленных крупных проектов вырастет в Петербурге как минимум в 3 раза.
Корпоративный потенциал
Если верить планам девелоперов, то у петербургского рынка офисной телефонии и доступа в Интернет вырисовываются весьма неплохие перспективы. В ближайшие 7-8 лет в городе будет реализовано 7 крупных проектов, связанных со строительством деловой недвижимости. После их завершения в городе будет около 3 млн кв. метров офисных площадей, а прирост по сравнению с 2007 годом, по оценке руководителя отдела развития и продвижения компании Praktis Сергея Федорова, составит около 300%.

"Охта групп" планирует построить административно-деловой комплекс "Невская Ратуша"(250 тысяч кв. метров) по адресу: Дегтярный переулок, д. 3. "Газпромнефть" собирается реализовать проект "Охта-центр"(1 млн кв. метров) в районе набережной реки Охта по соседству с Большеохтинским мостом. На Свердловской набережной возвести офисный комплекс "Полюстрово"(400 тысяч кв. метров) планирует УК "Теорема". Проект "Электрик сити"(340 тысяч кв. метров) будет реализован группой ЛСР на Петроградской стороне по адресу: пр. Медиков, д. 10. Другую деловую зону -- "Смольный квартал"(190 тысяч кв. метров) группа хочет создать напротив Смольного собора на улице Смольного. Структура Олега Дерипаски ОАО "Главстрой -- СПб" планирует возвести около 70 тысяч кв. метров офисных площадей на территории Апраксина двора. "РГС-недвижимость" построит деловой центр Clover Plaza(330 тысяч кв. метров) в районе Ушаковской развязки, а ООО "Сэтл Сити" и ОАО "Банк "Санкт-Петербург" -- деловой квартал на Малой Охте (170 тысяч кв. метров).

Участники телекоммуникационного рынка по-разному оценивают доходность с одного квадратного метра офисной площади. "Все зависит от типа коммерческих помещений. Например, в ТРК, где один арендатор занимает огромную площадь, а объем потребления услуг связи невелик, доходность на 1 кв. метр очень низкая. Противоположная картина -- в 'классическом' бизнес-центре, где доходность с квадратного метра достаточно высока. Зачастую, 'бешеная' доходность наблюдается в недорогих бизнес-инкубаторах. Например, когда какой-нибудь завод сдает под офисы часть своих помещений и на 25 квадратных метрах офиса 'втиснуты' толпы продавцов, названивающих по телефону с утра до вечера", -- говорит Илья Рошаль, заместитель руководителя коммерческого отдела компании "Вест Колл". "Доходность с метра площади зависит от классности бизнес-центра и его локации.

В нашем случае этот показатель составляет $3-$4,5 с метра полезной площади", -- говорит генеральный директор компании "Смарт телеком" Андрей Суходольский. Таким образом, если все заявленные девелоперами проекты будут реализованы, годовой объем рынка офисной телефонии и доступа в Интернет вырастет как минимум на $72 млн.
Очевидно, что каждый игрок корпоративного рынка Петербурга попытается получить хотя бы часть этих доходов. "Для любого оператора обслуживание бизнес-центров -- очень привлекательный бизнес, даже несмотря на достаточно высокие отчисления управляющим компаниям. Во-первых, это удобно -- оборудование устанавливается в одном месте, что позволяет минимизировать затраты на создание инфраструктуры и быстро подключать клиентов. Во-вторых, в центрах класса А и B обыкновенно арендуют помещения крупные компании, расходы на связь у которых достаточно высокие", -- считает господин Рошаль. "Львиная доля корпоративных подключений по-прежнему происходит в бизнес-центрах", -- соглашается с коллегой господин Суходольский.

Три входа
В настоящий момент на рынке существуют три основные схемы взаимодействия девелоперов или управляющих компаний с телекоммуникационными операторами. Первая схема заключается в проведении тендера и предоставления какому-то одному оператору эксклюзивных прав на обслуживание абонентов. В этом случае оператор строит всю инфраструктуру за свой счет, а собственнику выплачивает комиссионное вознаграждение от объема. Такая схема удобна для собственников с "русским" менталитетом ведения бизнеса -- при нулевых вложениях получать побольше прибыли, не особо беспокоясь о нуждах клиентов: все равно никуда не денутся, т.к. спрос на коммерческую недвижимость, особенно недорогую, пока значительно превышает предложение. Монополия одного оператора плюс желание собственника заработать на комиссии приводят к необоснованному завышению цен для арендаторов. По словам руководителя направления телекоммуникаций компании "Praktis. Управление и эксплуатация" Александра Федорова, применение такой схемы для собственника -- неудачный способ сокращения инвестиций в инженерные сети. Арендаторы начинают жаловаться на высокие тарифы и качество услуг, а также на сложность заполнения бизнес-центра. "Многие крупные арендаторы в качестве одного из условий требуют предоставить возможность получения услуг связи от 'своего' оператора", -- говорит Александр Федоров.

Однако он считает, что вторая возможная схема -- присутствие на объекте сразу нескольких операторов -- также обладает определенными недостатками. Это делает объект привлекательным для арендаторов, но создает проблемы для собственника "В первую очередь, это связано с трудностями определения границ ответственности операторов, собственников сетей и эксплуатирующей организации. При возникновении простейшей проблемы арендатор рискует остаться без связи на длительное время, которое он потратит на поиск 'виноватого'. Однако в такой схеме есть и плюс -- владельцу не нужно самому устанавливать и обслуживать телекоммуникационное оборудование. Более того, собственник получает значительную ежемесячную прибыль от оператора связи. Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании "Простор телеком" Андрей Вышегородский считает такой вариант наиболее удачным: "С каждым оператором заключается договор на ежемесячное отчисление некоторой суммы от абонентской платы, получаемой с арендаторов. Собственник прокладывает внутренние сети за свой счет и в дальнейшем сдает их в аренду операторам, в соответствии с их потребностями. Для операторов такая форма взаимоотношений вполне приемлема, а арендаторы получают конкурентоспособные тарифы и, самое главное, право выбора".

Третий вариант -- это создание на объекте локального оператора. Подобный подход к ведению бизнеса, в частности, проповедует оператор "Гарс телеком". Локальный оператор самостоятельно проводит весь комплекс работ по формированию соответствующей уровню офисного центра инфраструктуры, ее последующее обслуживание, подключение сторонних операторов связи, а также предоставление любых необходимых телеком-услуг арендаторам и владельцу здания. При этом собственник выступает партнером оператора по телекоммуникационной составляющей бизнеса.

Золотая середина
По словам участников рынка, сейчас в сегменте офисной телефонии наблюдаются несколько тенденций. По данным господина Суходольского, около 80% бизнес-центров города работают с одним доминирующим оператором. Однако господин Рошаль говорит о том, что управляющие компании все чаще отказываются от подобной схемы работы -- арендаторам не нравится диктат цен со стороны локального монополиста. К тому же, по словам гендиректора консалтинговой компании iPeople Дмитрия Петрова, развитие беспроводных технологий позволяет операторам проникать в бизнес-центры в обход эксклюзивного поставщика услуг. "Я не исключаю, что именно для этих целей недавно 'Петерстар', один из лидеров рынка в корпоративном сегменте, выкупил всю емкость петербургской сети Wi-Max 'Старт телекома'", -- говорит господин Петров.

Впрочем, гиперконкуренция в бизнес-центрах собственникам тоже не нравится. "Там, где работают 10-20 игроков, управляющие компании сокращают число своих партнеров, так как в таких бизнес-центрах конкуренция приводит к демпингу операторов и дефициту инфраструктуры внутри здания", -- считает господин Рошаль. Еще одной тенденцией участники рынка называют все более частое использование собственниками своих дочерних операторов для предоставления бесплатного доступа в Интернет арендаторам. Стоимость трафика из года в год снижается, а расходы на бесплатный сервис с лихвой окупаются за счет арендной платы.

Борис Горлин,Илья Шатилин.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Кадры

Ключевые слова: Интернет, спутниковый Интернет, Интернет-провайдеры, мобильный Интернет, Интернет ТВ, безлимитный Интернет, Матрикс Интернет-провайдер, стать провайдером Интернета, доступ в Интернет, широкополосный доступ, домовые сети , Tiera, Сильвернет, пиринговые сети, фиксированная связь, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, тарифы фиксированной связи, офисные сети, IP-телефония, VoIP, телефонная связь, Ethernet, Wi Fi, WiFi, Triple Play, Golden WiFi, Яндекс.Wi-Fi, Wi Fi сети, АртКом, Art Communications, NGN, хот-спот, Голден Телеком, Golden Telecom, сети передачи данных, беспроводной Интернет, электросвязь, Ланк Телеком, Петерстар, ADSL Авангард, Интернет Авангард, СЗТ, МТТ, связь МТТ, Ростелеком МТТ, Межрегиональный Транзит Телеком, ТрансТелеКом, Ростелеком, межгород, Вэб Плас, FTTB, SkyNet, АТС, Зебра, IP TV, Простор Телеком, КТВ, ТКТ