Сохраняя знания. «Тринити» сотрудничает с ВШМ

В Высшей школе менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета реализован проект по развертыванию информационной системы на базе архитектуры IBM Digital Media Center. Поставщиком решения и инсталлятором выступила петербургская компания «Тринити». Построенная система является одной из самых крупных по хранению данных в России. Архитектура IBM Digital Media Center позволяет сохранять большие массивы данных, например обеспечивать студентов из других регионов возможностью знакомиться с лекциями, которые читают преподаватели в Петербурге.

Компания «Тринити», специализирующаяся на рынке серверов и систем хранения данных, основана в Петербурге в 1993 году. В 2000 году «Тринити» открыла представительство в Москве, а в этом году – в Екатеринбурге (см. новость от 3 марта 2008 г.), и теперь группа компаний включает три компании. В настоящий момент «Тринити» занимается производством серверов собственного модельного ряда, проектными решениями по построению ИТ-инфраструктуры и решениями цифрового производства медиаконтента.

Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета начал работу в 1993 году в альянсе со Школой бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета (г. Беркли). За 14 лет количество преподавателей выросло с 4 до 65, а студентов - с 33 до 1600. Факультет поддерживает партнерские отношения с 24 ведущими школами бизнеса США и Европы, предлагает слушателям 2 дипломные программы на английском языке: Master of International Business (магистратура) и International Executive MBA.

Работа по внедрению проводилась в рамках национального проекта «Образование». Общая стоимость проекта составила около $200 млн. В 2006-2007 гг. из федерального бюджета на эти цели было выделено 1,5 млрд рублей. Однако создатели школы рассчитывают привлечь к этому и крупный бизнес, заинтересованный в подготовке высококвалифицированных управленцев. По их расчетам, через 7-8 лет ВШМ выйдет на «операционное самофинасирование». Она уже не будет требовать бюджетных денег, обеспечив себя за счет предоставления платных образовательных услуг и программ финансирования от частных компаний.

Целью проекта было развертывание в ВШМ информационной системы, которая должна обеспечить хранение и использование самых разных данных в соответствии с их ценностью. При этом заказчик ставил условием гибкость и возможность масштабирования системы, для того чтобы оперативно обеспечить необходимые технические ресурсы для новых образовательных сервисов. Другой целью является желание руководства ВШМ сохранить тот пласт знаний, который постепенно утрачивается с уходом ведущих преподавателей. Внедряемое решение должно стать частью большой системы, на которую будут складываться видеозаписи лекций тех или иных преподавателей. Она может быть использована в том числе и для дистанционного обучения. Таким образом, студент, обучаясь в университете, может получать доступ к ресурсам, просматривать те или иные материалы».

В ходе проведенного тендера поставленным задачам в большей степени соответствовало предложение компании IBM Digital Media Center, заточенное под работу с организациями, которым приходится иметь дело с большими объемами данных. Так, например, Digital Media Center используется в телевизионных компаниях CNN и НТВ. В качестве интеграторов были определены петербургские компании «Тринити» и ВСС.

Проект стартовал в августе 2005 года. По словам руководителя отдела системной интеграции «Тринити» Сергея Селезнева, компания выступила в качестве поставщика одного из комплексных решений на базе оборудования IBM, на котором инсталлировалось обеспечение от компании «Медит Профи». Нижний уровень инфраструктуры (подготовку помещения серверной и системы гарантированного электропитания) обеспечила компания ВСС. Компания «Тринити» осуществила поставку оборудования и инсталляцию программного обеспечения. От «Тринити» во внедрении участвовала команда из пяти человек.

Ключевыми компонентами Digital Media Center в ВШМ являются системы хранения на дисках и ленте. В соответствии с концепцией ILM материалы, к которым обращаются часто, размещаются на четырех дисковых массивах System Storage DS4800 суммарной емкостью 100 ТБайт. В них использованы быстрые жесткие диски Fibre Channel и SATA. Для архива была выбрана ленточная библиотека System Storage TS3500 с приводами LTO, способная вместить более 1 ПБайт (более 2 ПБайт в сжатом виде). Библиотека работает медленнее дискового массива, но стоимость хранения на ней единицы емкости существенно меньше. По мере снижения частоты обращения к данным они перемещаются с дисков на ленту через сеть хранения данных SAN, построенную на основе новейшей высокоскоростной технологии Fibre Channel 4 Гбит/сек.

Другой составляющей решения являются программные инструменты из семейства Tivoli, в частности, Tivoli Storage Manager (TSM). Автоматизация процессов управления хранением позволила исключить ошибки операторов, облегчить техническое сопровождение систем и избежать разрастания IT-подразделения. TSM организует иерархическое управление хранением (HSM) для Digital Media Center, перемещая файлы по ресурсам в соответствии с ценой мегабайта хранения, скоростью записи и поиска, и общими ограничениями емкости в соответствии с заранее определенными политиками.

В качестве аппаратной платформы для системы управления хранением были использованы серверы IBM System x 346. Помимо удобства работы с решениями на базе стандартных компонентов Intel-серверы от IBM обеспечивают еще и высокую надежность за счет применения технологий, изначально реализованных для мейнфреймов. Надежность системы хранения обеспечивается и на других уровнях: дублируются основные компоненты дисковых массивов, ленточной библиотеки и коммутаторов сети SAN, пути доступа к системам хранения, организуется резервное копирование данных.

В IT-системе ВШМ использовано решение на базе процессоров POWER. Серверов два: модели IBM System p 550 и 570. Они поддерживают критически важные для ВШМ процессы – портальные решения и системы SAP. В распоряжение администратора POWER-серверы предоставляют целый арсенал средств, позволяющих без труда консолидировать и оптимально распределять рабочие нагрузки. С помощью технологий виртуализации (Dynamic LPAR, Micro-Partitioning) ресурсы одного процессора делятся между различными приложениями, или несколько процессоров могут быть объединены в общий пул для решения требовательных к вычислительной мощности задач. С помощью функции Capacity on Demand администратор может активизировать установленные, но временно не задействованные процессоры и ресурсы памяти – в тот момент, когда они понадобятся, то есть в режиме «по требованию». Плюсом являются и широкие возможности повышения безопасности и отказоустойчивости, например технологии обнаружения причины сбоя, дисковые отсеки с «горячей» заменой, резервирование систем питания и охлаждения и т.д.

Первым этапом проекта стала поставка оборудования. Затем была подготовлена серверная. Внедрение с момента поставки затянулось в связи с тем, что у заказчика была не полностью готова IT-инфраструктура. Также здесь пришлось решить ряд задач, поскольку ленточная библиотека из шести отдельно стоящих шкафов имела нестандартные габариты. Серверный парк состоял из машин от разных производителей, разной степени надежности и функциональности. Сегодня весь спектр задач, не относящихся к хранению, – от поддержки электронной почты до баз данных – исполняется на трех блейд-серверах, построенных на базе решений семейства IBM System x. Кроме унификации оборудования, что существенно облегчает работу администраторов, блейд-серверы обеспечивают целый ряд преимуществ. Высокая плотность монтажа вычислительных мощностей позволяет разместить оборудование на дефицитных площадях гораздо компактнее. Кроме того, блейд-серверы дают возможность сократить затраты на энергопотребление и охлаждение оборудования и помещения. Такие системы демонстрируют высочайшую производительность на 1 Ватт потребляемой мощности и обеспечивают возможность масштабировать систему: добавлять новые модули или заменять «лезвия» в шасси можно без нарушения работы других блейд-серверов. После запуска оборудования и базовой настройки прошли период тестовой эксплуатации и конечная настройка оборудования. По окончании внедрения заказчику был предоставлен технический отчет. Таким образом, чистое время проекта составило порядка 2-3 месяцев.

Обучение специалистов заказчика проводилось непосредственно сотрудниками компании «Тринити». «Мы всегда стремимся проводить обучение параллельно с внедрением так, чтобы представители заказчика принимали непосредственное участие в работе, - прокомментировал Сергей Селезнев. - Даже если заказчик посетит авторизованные курсы, но не примет участия в процессе внедрения, то время, необходимое для полноценного администрирования комплекса, многократно возрастет». Было проведено общее обучение. Заказчика познакомили с тем, что сконфигурировано, проинсталлировано, как можно изменять те или иные параметры системы, чтобы большинство функций уже исполнять самостоятельно.

В России это одна из самых крупных систем по хранению данных. Система такого уровня типовой не является, поскольку хранит порядка 2 петабайт данных. Доработки системы происходят постоянно, поскольку система динамично меняется. Однако сейчас конфигурацией занимаются IT-специалисты СПбГУ. Сотрудничество с ВШП по дальнейшему совершенствованию Digital Media Center будет продолжено. В дальнешем создаваемая система обеспечит более широкую поддержку учебного процесса и различных образовательных сервисов.

В целом спрос на систему в других вузах Петербурга еще только формируется. Директор по развитию бизнеса «Тринити» Дмитрий Гриневич комментирует это так: «Многие имеют интерес, но до практических действий, тем более до финансовых трат на подобные проекты, руководство вузов пока не дошло. Перспективы у Digital Media Center достаточно большие, в конечном итоге российская система образования в вопросах IT-инноваций повторяет европейский и американский проекты. Проблемы здесь не в финансовых средствах, а в осознании того, какие технологии необходимы для эффективной работы существующей инфраструктуры. Руководство вузов должно осознавать необходимость этих технологий. И если это будет происходить, то внедрение технологий - это вопрос времени».

В 2005 году было объявлено о внедрении системы Digital Media Center в телевизионной компании НТВ. Она первой среди российских медиакомпаний реализовала новую систему. Основой решения стал аналогичный проект, реализованный на базе архитектуры IBM Digital Media Center в компании CNN. Внедрение ставило целью оптимизацию цифрового производства, реализацию архива и системы видеообмена.

В России с 1994 года действует Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (Russian UNiversity Network). Она объединяет региональные сети, а также сети крупных научно-образовательных учреждений. RUNNet участвует в формировании единого информационного пространства сферы образования России и его интеграции в мировое информационное сообщество. В настоящее время сеть RUNNet является крупнейшей российской научно-образовательной IP-сетью, предоставляющей услуги более чем 400 университетам и другим крупным образовательным и научно-исследовательским учреждениям. Петербургский узел RUNNet расположен на территории Института точной механики и оптики (ИТМО). В Петербурге к сети подключено более 20 вузов, среди которых ИТМО, СПбГУ, СПбГЭТУ, ЛЭТИ, СПбГУАП.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, сервер, server, серверное оборудование, центр обработки данных, системы хранения данных, storage, системы хранения, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация процессов, автоматизация производств, автоматизация торговли, автоматизация учета, автоматизация управления, автоматизация бизнеса, автоматизация склада, автоматизация технологических, программы автоматизации, автоматизация предприятий, планирование производства, управление производством, система управления предприятием, система управления, управление предприятием, биллинг, автоматизация бизнес процессов, оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами, автоматизация документооборота, автоматизация делопроизводства, система документооборота, система электронного документооборота, организация документооборота, электронный документооборот, документооборот предприятия, ECM, Академия АйТи, академия, курсы, обучение, тренинги, академия Softline, Softline, университет, государственный университет, дистанционное обучение, курсы обучения, центр обучения, IT-обучение, системный интегратор, хранение данных, серверные решения, серверные платформы, серверные системы, устройства хранения данных, сервер хранения данных, сеть хранения данных, база хранения данных, корпоративные системы хранения данных, организация хранения данных, управление хранением данных, технологии хранения данных, сетевое устройство хранения данных, Псков, Петрозаводск, Карелия, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, управление персоналом, система управления персоналом, Documentum, Санкт-Петербург, Petersburg, Петербург, Новгород, Калининград, Мурманск, Вологда, Череповец, Ленобласть