Олимпийские мотивы сотовой связи

В субботу, 5 апреля 2008 года, в Петербурге президент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Леонид Меламед и директор макрорегиона «Северо-Запад» ОАО «МТС» Иван Золочевский рассказали о предварительных итогах прошедшего года, а также озвучили некоторые планы на год текущий, в том числе и по развитию сетей третьего поколения, и по маркетинговой и тарифной политике. Еще одной темой обсуждения стали договоренности оператора с Национальным олимпийским комитетом (НОК) и планы по выводу новых предложений на время Олимпиады в Пекине.

Директор макрорегиона «Северо-Запад» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Иван Золочевский рассказал, что, по данным компании, МТС на данный момент владеют более чем 30 % совокупной абонентской базы региона, при этом за 2007 год абонентская база МТС в Петербурге и Ленинградской области выросла на 4,92 %, рост же ARPU составил 19,5 %. Также г-н Золочевский отметил, что экономическая ситуация в этом регионе, где уровень проникновения сотовой связи составляет 153,15 % (по данным МТС), создает предпосылки для дальнейшего развития и распространения сотовой связи.

Что касается покрытия оператора, то, как рассказали представители МТС, в Петербурге и Ленинградской области покрытие МТС по площади достигает 72 % («МегаФон» - 82 %, «Билайн» - 68 %, покрытие по населению – 84 % («МегаФон» - 92 %, «Билайн» - 80 %). При этом, по данным компании, доля в продажах в 2007 году стабильно увеличивалась. Так, в первом квартале 2007 года она составляла 17,4 %, во втором – 20,8 %, в третьем - 29,7 %, а в четвертом выросла до 31,5 %. Согласно данным компании, свои доли в продажах в 2007 году уменьшали «Билайн» и Tele2. Так, в первом квартале 2007 года доля «ВымпелКом» в продажах составляла 31,7 %, во втором – 31,3 %, в третьем – 25,6 %, в четвертом – 21,4 %. Что касается доли продаж Tele2, то в первом квартале она составляла 29,3 %, во втором – 26,9 %, в третьем – 23,5 %, в четвертом – 21,1 %. Доля же «МегаФона» как уменьшалась, так и увеличивалась: первый квартал – 20,9 %, второй – 19,7 %, третий – 18,1 %, четвертый – 22,9 %. «Скай Линк» в первом квартале занял 0,7 %, во втором – 1,95 %, а в третьем и четвертом – 3,1 %.

В качестве одного из трендов 2007 года Иван Золочевский выделил опережение приростом в корпоративном секторе роста количества абонентов в массовом сегменте: 46 % против 4,9 % в 2007 году. Таким образом, доля МТС, по собственным данным, на корпоративном рынке составляет 25 %.

Иван Золочевский отметил, что Петербург существенно выделяется среди других регионов присутствия МТС по объемам и динамике пользования допуслугами. Так, если сравнивать февраль 2007 года с аналогичным периодом 2008 года, то увеличение доли в общей выручке продемонстрировали MMS-услуги, контент-сервисы, доступ в Интернет и WAP, а также потребление сервиса Good`ok, тогда как доля SMS-трафика снизилась. Соответственно, увеличилось и ARPU: по GPRS и EDGE – в 3,14 раза, по MMS – в 2,17 раза, по сервису Good`ok – в 3 раза. Увеличение потребления услуг, по мнению г-на Золочевского, и станет основным драйвером развития отрасли.

Президент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Леонид Меламед пояснил, что в связи с такой ролью VAS оператор расширил свою деятельность на смежные рынки: продажу электронных книг, музыки, интересны также электронные платежи, за которыми будущее в сетях третьего поколения. Согласно прогнозам компании, рост выручки по допуслугам до 2012 года составит 137 %, рынок же мобильного доступа в Интернет достигнет $5 млрд.

Президент ОАО

Президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Леонид Меламед

Леонид Меламед рассказал, что если в 2006 году МТС были третьими по потреблению абонентами дополнительных услуг, то в 2007 году вышли на первое место по этому показателю: более 35 % потребления допуслуг приходится на долю МТС. Г-н Меламед связывает это прежде всего с изменением системы работы с контент-провайдерами. Так, в компании решили выбрать ограниченное число контент-провайдеров (полтора десятка) и с ними активно сотрудничать – этот путь оправдал себя, отсюда и увеличение контент-трафика. 

Что касается мобильного доступа в Интернет, то на 2007 год 14,4 % всех абонентов пользуются этой услугой, 13,2 % - через WAP. Природа роста этого направления, по словам Леонида Меламеда, как непосредственно в росте абонентской базы, так и в увеличении доли пользователей и качества услуги. Если говорить об SMS-трафике, то здесь активность МТС была направлена в большей степени на маркетинговое продвижение услуги. Примерами этому являются запуск тарифа Red_text (см. новость от 20 февраля 2007 г.), сервиса «SMS-Экстра» (см. новость от 1 июня 2007 г.). Также интерес к SMS-сервису определялся ростом молодежной аудитории. Доля услуг, нацеленных на облегчение использования различных сервисов, также увеличилась, что обусловлено увеличением как количества пользователей, так и ростом на четверть количества таких услуг.

Как отметил Леонид Меламед, доля голосовых услуг будет в будущем уменьшаться, главным станет не технология, а «правильная упаковка» - маркетинговая политика оператора, чему и в дальнейшем будет уделяться достаточное внимание. Что касается финансовой составляющей маркетинга, то уменьшения затрат на продвижение не планируется. МТС нельзя снижать активность по сравнению с другими игроками рынка, поэтому в планах компании – более рациональное использование вложений. Тарифная политика останется такой же: сегментированный подход будет лежать в основе новых предложений.

Иван Золочевский отметил, что инвестиции МТС в Петербург и Ленинградскую область на период 2008-2010 гг. запланированы в объеме порядка 10 млн рублей, причем средства в основном пойдут на развитие сети и инфраструктуры в регионе, сооружение сети 3G и улучшение качества услуг. В частности, если увеличение количества базовых станций 2-2,5 G в 2007 году составило 9-10 %, то в планах на 2008 год – увеличение на 16 %, а также строительство сети третьего поколения.

«Что касается вывода сетей третьего поколения в Европе, то операторы столкнулись с несколькими основными проблемами, - пояснил Леонид Меламед. - Первая из них – плохое проникновение сигнала внутри зданий, вторая – слишком быстрое расходование заряда батарей мобильных устройств при работе в сетях 3G. В-третьих, не были разработаны методики продаж контента, востребованного именно в сетях третьего поколения. В последние годы ситуация с сетями 3G резко изменилась. В Западной Европе пользование услугами третьего поколения нарастает опережающими темпами по сравнению с другими услугами связи. Количество пользователей 3G в западных странах давно превысило 100 млн, и количество абонентов растет гораздо быстрее, чем в обычных сетях. Мы представили себе день из жизни нашего абонента и рассчитали, какую часть дня он сможет воспользоваться фиксированными услугами связи, а какую – мобильными, и получается, что большую часть дня он наш. Кроме того, он может пользоваться этими услугами сразу: не нужно подписывать дополнительный контракт, у абонента остается привычный номер телефона. К тому же мы планируем вывести на рынок доступные модели ноутбуков со встроенными PC-модемами, о чем мы объявили с компанией Microsoft в феврале, и таким образом увеличим ту долю дня, когда абоненту удобнее пользоваться услугами 3G».

Кроме того, изменился и сам подход к оказанию услуг в сетях третьего поколения: «Мобильные устройства предоставляют услуги, как сейчас модно называть, seamless access («бесшовный доступ»), когда абонент даже не подозревает, что является их пользователем, - рассказал г-н Меламед. - Например, если вы единожды оформили подписку на прогноз погоды, вы можете ежедневно получать свежие данные, т.е. смартфон сам находит необходимый сайт и скачивает оттуда обновленную информацию без дополнительных запросов. Эти услуги основаны на упрощенном доступе, благодаря которому потребление контента в сетях 3G активно растет. Естественно, улучшилось проникновение сети в зданиях, значительно расширился ассортимент телефонов, поддерживающих 3G. Сейчас, когда МТС запускает сети третьего поколения, многие технологии уже известны и отработаны, и мы можем пользоваться этим передовым опытом. Кроме того, цена оборудования стала в разы ниже. Значительно дешевле стали и лицензии на 3G. Услуги связи третьего поколения хороши и тем, что большинство телефонов, смартфонов и PC-модемов, которые сейчас продаются, уже 3G- и 3,5G-совместимы. Поэтому, в отличие от услуг, например, CDMA, услугами сетей 3G большинство присутствующих сможет воспользоваться сразу же, как только они будут запущены. Поэтому миллионы абонентов, в том числе и в Петербурге, автоматически станут пользователями услуг on-the-go, то есть «на ходу».

Также Леонид Меламед отметил, что в компании пока не планируют инвестировать в продвижение мобильных телефонов с поддержкой сетей третьего поколения, хотя это и оправданно в какой-то мере: пока инициативы оператора в этом направлении будут ограничиваться уже существующими проектами – 3G-модемы в рамках «МТС-Коннект» (см. новость от 13 февраля 2008 г.) и компьютеры в сотрудничестве с Microsoft. 

В связи с вопросом о конкуренции с другими технологиями Леонид Меламед отметил: «Ключевой вопрос - это удобство. Сеть третьего поколения удобна тем, что ее достаточно просто включить. Сеть 3G, конечно, уступает по скорости услугам FTTH, связанным с использованием оптоволокна, но обладает такой же скоростью, как услуги стандарта ADSL, и сопоставима по скорости с WiFi. С услугами фиксированных операторов (CDMA) сети 3G, конечно же, конкурируют. Что касается предполагаемой конкуренции МТС и «Скай Линк», который уже предоставляет широкополосный доступ в Интернет, то АФК «Система», являясь публичной компанией и управляя публичными компаниями, такими как МТС, «Комстар» и т.п. и будучи рациональным инвестором, никогда не ограничивала конкуренции между своими активами. Только в конкуренции рождаются прогресс и услуги лучшего качества. Таким образом, конкуренция стимулирует привлечение новых клиентов извне, а не каннибализирует бизнес. Говоря о возможных слияниях и поглощениях, надо отметить, что основной задачей МТС одновременно с удовлетворением потребностей абонентов является обеспечение возврата инвестиций акционеров. Все, что связано с покупками и поглощениями, должно иметь хорошо рассчитанный экономический эффект. Как только этот эффект станет очевидным, акционеры примут необходимые решения».

Еще одной темой обсуждения стало сотрудничество МТС с НОК (Национальным олимпийским комитетом). Леонид Меламед рассказал, что МТС являются официальным оператором российской олимпийской сборной, кроме того, в планы оператора входит создание специального предложения на период проведения Олимпиады в Пекине – как для уезжающих в Китай туристов, так и для тех абонентов, которые остаются в России.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование, Кадры, Финансы

Ключевые слова: дешевая мобильная связь, Интернет, спутниковый Интернет, Интернет-провайдеры, мобильный Интернет, Интернет ТВ, безлимитный Интернет, сотовая связь СПб, новинки сотовой связи, Матрикс Интернет-провайдер, стать провайдером Интернета, маркетинг, Билайн, ВымпелКом, МТС, 3G, EDGE, GPRS, GSM, тарифы МТС, тарифы МегаФон, тарифные планы, МегаФон, доступ в Интернет, широкополосный доступ, домовые сети , Tiera, Сильвернет, пиринговые сети, офисные сети, IP-телефония, VoIP, Ethernet, Wi Fi, WiFi, Golden WiFi, Яндекс.Wi-Fi, Wi Fi сети, хот-спот, Голден Телеком, Golden Telecom, беспроводной Интернет, WAP-портал, USSD, сотовые операторы, мобильные операторы, сотовые абоненты, абоненты сотовой связи, тарифы Билайн, безлимитные тарифы Билайн, корпоративные тарифы Билайн, МегаФон тарифы, МТС тарифы, безлимитный МегаФон, тарифные планы Билайн, тарифные планы МегаФон, тарифные планы МТС, корпоративные тарифы МегаФон, корпоративные тарифы МТС, тарифы SkyLink, СкайЛинк тарифы, безлимитный СкайЛинк, тарифы СкайЛинк, СкайЛинк, акция, EV-DO, Псков, Петрозаводск, Карелия, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, Петерстар, ADSL Авангард, Интернет Авангард, СЗТ, GPRS Internet, Tele2, тарифы , SMS, Вэб Плас, Санкт-Петербург, Petersburg, Петербург, Новгород, программы лояльности, FTTB, SkyNet, Зебра, IP TV, Калининград, Мурманск, Вологда, Череповец, Ленобласть, ТКТ