Компания DataArt занимается разработкой программного обеспечения с 1995 года и специализируется на .NET-технологиях. Головной офис компании находится в Нью-Йорке. Также компания имеет свои представительства в Сан-Франциско, Лондоне.
В рамках практикантской программы студенты и молодые специалисты приходят под конкретные задачи и в конкретные проекты DataArt. Технически программа устроена следующим образом: в компании открывается несколько вакансий «практикант», куда набираются молодые специалисты, ориентируясь не только на их профессиональный уровень и опыт, но и на способности и персональные качества. Каждому из практикантов выделяется наставник. После этого начинается работа в реальном проекте. Также в рамках программы при необходимости практикант обучается в рамках отдельных программ, которые проводятся для групп порядка 10 человек. Среди таких тренингов можно отметить семинары по финансовому инжинирингу, Microsoft .NET и английскому языку. На сегодняшний день специально под программу организован компьютерный класс, где идут семинары по Microsoft .NET. В среднем каждая индивидуальная программа длится около трех месяцев, в течение которых практикант получает заработную плату. После прохождения программы практикант получает запись в резюме.
Как сообщили в DataArt, заказчик, на чьем проекте занят практикант, не оплачивает ни его труд, ни работу наставника - все инвестиции делает сам разработчик. «За время прохождения практики у молодых специалистов появляется возможность понять процесс изнутри, увидеть тонкости реальных проектов, а обучение .NET помогает освоить технологию под руководством профессионалов. Подобные программы очень эффективны, это лучший способ для инвестиций в расширение команды. Ведь благодаря уникальной схеме выигрывают все - и заказчики, и сотрудники, и практиканты, и DataArt», - говорит генеральный директор компании DataArt Михаил Завилейский.
Напомним, что впервые практикантская программа в компании DataArt была запущена в июле 2004 года. На тот момент участники проходили отбор в программу через конкурсную систему. После открытия вакансии организовывалась открытая встреча, где присутствовали от 80 до 100 человек, в конце которой всем участникам выдавались анкеты, где претенденты писали о себе, а также отвечали на несложные теоретически-практические вопросы. Таким образом, проверялись не только знания, но и сообразительность. По результатам анкетирования и набирались участники программы. Сведения о проведении этих встреч распространялись в вузах города, а также в местах концентрации студентов и старшеклассников (клубах и т. п.). Конкурсов резюме для участия во встречах не проводилось: прийти мог любой зарегистрировавшийся молодой человек. Первая открытая встреча была проведена летом 2004 года, на ней присутствовало 38 человек (см. выпуск новостей от 23 июля 2004 г.).
Публичные встречи для привлечения молодых людей к практикантской программе проводились в течение полугода, затем массовое привлечение практикантов было приостановлено. Тем не менее, сама программа продолжала действовать, в 2005 году участники попадали в программу через индивидуальный отбор. В 2004 - 2005 году на постоянную работу в компанию по прохождении практикантской программы попало более 20 человек. В 2006 году решено было возобновить публичные коммуникации, посвященные практикантским позициям. «DataArt активно развивает направления, связанные с прикладной экспертизой, особенно в области финансов, а также сетей, телекоммуникаций и мобильных технологий, что заставляет нас проявлять интерес к студентам и выпускникам технических кафедр прикладных вузов. Вакансии уже открыты, а активную компанию мы начнем в феврале», - сообщает Михаил Завилейский.
Отметим, что практикантская программа – не единственный проект, проводимый компанией DataArt в образовательной сфере. Так, недавно завершился первый цикл открытой программы «Информационные технологии, эконофизика и менеджмент сложных систем», проводимой совместно с физическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета. По окончании обучения студенты-участники получали специализацию Financial Engineering («инженер финансовых данных») и соответствующий сертификат о дополнительном образовании от физического факультета. Первый набор слушателей центра был проведен 16 ноября 2004 года, участниками программы тогда стали студенты старших курсов и аспиранты физического и математико-механического факультетов СПбГУ и Университета экономики и финансов. Данная программа проводилась в рамках «Центра карьер и профессиональной ориентации», который специализируется на подготовке специалистов в достаточно новой для России области - эконофизике (см. выпуск новостей от 26 ноября 2004 г.). Как отметили в компании, программа прошла успешно. На данный момент в планах DataArt также сотрудничество с другими вузами.
Другие игроки рынка также активно участвуют в различных образовательных проектах. В частности, компания Luxoft осенью 2004 года, сразу после открытия своего офиса в Санкт-Петербурге, совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) разработала программу по подготовке специалистов - разработчиков ПО. Она состоит из 4 семестров. По окончании обучения студентам выдаются сертификаты о прохождении курса обучения, отличившиеся смогут поступить в совместную магистратуру или аспирантуру, а лучшим будет предложена работа в Luxoft (см. выпуск новостей от 29 сентября 2004 г.).
В конце того же 2004 года компания eVelopers запустила научно-исследовательский проект совместно с кафедрой «Технологии программирования» СПбГУ ИТМО. Целью проекта под названием UniMod стало создание среды быстрой разработки для приложений, функциональность которых может быть описана в терминах так называемого автоматно-ориентированного программирования (см. выпуск новостей от 8 декабря 2004 г.). Также eVelopers является одним из организаторов цикла открытых научных семинаров, начавших свою работу в ноябре 2005 года. Другим участником данного проекта со стороны ИТ-рынка выступил центр разработки программ корпорации Borland, со стороны вузов - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) и СПбГУ ИТМО. Основными темами встреч являются языки визуального моделирования, нетрадиционные парадигмы программирования, в том числе автоматное программирование, а также автоматический синтез программ по декларативным спецификациям (см. выпуск новостей от 31 октября 2005 г.).
Что касается корпорации Borland, то в мае 2005 года она анонсировала открытие в Петербурге большого учебного проекта – собственной академии – на базе СПбГУ ИТМО (см. выпуск новостей от 25 мая 2005 г.). Первые вступительные тесты для студентов, желающих получить дополнительное образование в петербургской Академии Borland, состоялись 12 сентября 2005 года. Отметим, что за выпускниками академии останется право свободного выбора рабочего места, однако желающие войти в штат компании Borland получат преимущество. Впрочем, возможность пройти стажировку в филиале корпорации Borland у студентов есть уже в процессе обучения (см. выпуск новостей от 12 сентября 2005 г.).
Петербургская компания StarSoft Development Labs совместно с факультетом переподготовки специалистов СПбГПУ в августе 2005 года запустила программу «Инженер по тестированию ПО». Программа тренинга рассчитана на два месяца. В результате обучения слушатели могут получить как теоретические, так и практические знания, в частности, освоить процесс промышленного тестирования различных приложений. Тренинг построен таким образом, чтобы слушатели выполнили в процессе обучения большой объем самостоятельной работы, в результате чего у них закрепляются устойчивые навыки, необходимые для работы инженером по тестированию ПО (см. выпуск новостей от 17 августа 2005 г.).
В октябре 2005 года было объявлено о создании в Петербурге межвузовской инновационной лаборатории с участием компаний Intel и Cadence Design Systems. Вузами-участниками данного проекта стали Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, СПбГПУ и СПбГУ ИТМО. Основные направления деятельности межвузовской междисциплинарной инновационной учебно-исследовательской лаборатории – дизайн сверхбольших интегральных схем, системы на кристалле, беспроводные телекоммуникации и высокопроизводительные вычислительные системы (см. выпуск новостей от 18 октября 2005 г.). Отметим, что образовательные инициативы корпорации Intel осуществляются в рамках корпоративной академической программы, которая действует в России и странах СНГ с 1997 года. Среди регулярных образовательных мероприятий Intel - Всемирный смотр научно-технического творчества школьников Intel ISEF, в котором могут участвовать ученики в возрасте от 13 до 18 лет. Смотр охватывает все естественные науки. Проводятся такие смотры с 1950 года под эгидой некоммерческой организации Science Service. Другая программа корпорации - «Обучение для будущего» (Teach for the Future) приводится в России с 2002 года. Ее цель – научить школьных преподавателей применять современные информационные и педагогические технологии в учебном процессе. В третьей программе - поддержки высшего образования (Intel Higher Education Program) – принимают участие СПбГУ, ГУАП и СПбГПУ. В мае 2005 года в рамках Higher Education Program стартовала новая инициатива «Технологическое предпринимательство – от теории к практике». Она включает аудиторные занятия и методику, которая может использоваться высшими учебными заведениями для обучения предпринимательству и созданию инновационных технологических компаний (см. выпуск новостей от 7 июня 2005 г.).
Среди других недавних образовательных инициатив на петербургском рынке можно отметить планирование запуска в 2006 году новой специальности на кафедре системного программирования математико-механического факультета СПбГУ (см. выпуск новостей от 28 июня 2005 г.).