Продукты за звонки и минуты за продукты. МТС и X5 сказали «Аллё»

Вчера, 4 августа, X5 Retail Group N.V., крупнейшая в России по объёмам продаж розничная компания, и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» объявили о запуске нового виртуального оператора «Аллё». В основе продуктов «Аллё» лежит интеграция с накопительной системой баллов для постоянных покупателей, участвующих в программах лояльности «Клуб Перекрёсток» и «Волшебная карта» («Карусель»). Теперь, оплачивая покупки при помощи дисконтной карты, абонент сможет получать бонусы на услуги сотовой связи, и наоборот: принимая или совершая звонки, получать баллы, которые в дальнейшем можно обменять на продуктовые товары. На сегодняшний день проект запущен в Москве и Московской области, вопрос дальнейшей экспансии по России будет рассматриваться в зависимости от первоначальных итогов нынешнего проекта.
Первый продукт – стартовые комплекты тарифного плана «Раз-два-три» с брендированной SIM-картой от оператора «Аллё» стартовали в продаже вчера, 4 августа 2010 года, в сети магазинов «Перекрёсток» и «Карусель» на территории Москвы и Московской области. Ещё одной особенностью тарифного плана является относительно низкая стоимость звонка внутри тарифа и на телефоны других операторов связи. Так, стоимость звонков на мобильные номера других сетей и городские по Москве и Московской области за минуту не будет превышать 2 рубля. А стоимость отправки SMS-сообщений и минуты разговора внутри сети – 1 рубль. Кроме того, при покупке стартового тарифа абонент получит 50 бесплатных голосовых минут и 50 бесплатных SMS-сообщений абонентам сети «Аллё». Тем же, кто еще не участвует в программах лояльности, будет предложена бесплатная карта участника программы. Покупателям также будут предложены бонусные пакеты услуг связи за покупку продвигаемых товаров. Таким образом, участник проекта сможет удешевить свои затраты либо на телеком-услуги, либо на продукты питания. Список партнёров, участвующих в программе, сейчас не является окончательным – постоянно заключаются новые соглашения.

Стартовый тариф продвигается оператором как максимально простой тариф «без звёздочек» и мелкого шрифта (данная идея сейчас популярна не только среди сотовых операторов, но также среди интернет-провайдеров: см., например, новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 1 июля 2010 г.). Клиенту предоставляется возможность накапливать баллы и тратить их по своему усмотрению – предложение, которое пока не имеет аналогов на российском рынке. К числу каналов продаж и обслуживания нового оператора относятся кассы магазинов и сервисные стойки, а также терминалы и единый телефонный номер для приёма заявок и жалоб от абонентов. Розничная цена тарифа будет составлять 100 рублей.

Напомним, что договор о сотрудничестве между X5 Retail Group и МТС был подписан еще в мае 2010 года. В рамках партнерства компания МТС обеспечит абонентов «Аллё» полным пакетом услуг связи стандарта GSM (включая голосовую связь и все основные сервисы, такие как роуминг, мобильный Интернет, SMS и MMS). X5 Retail Group, предоставляющая услуги под собственной торговой маркой, устанавливает тарифы, занимается привлечением и обслуживанием абонентов, а также осуществляет информационное сопровождение предложений в магазинах. Отдельное юридическое лицо создаваться не будет, более того, над разработкой нового проекта работало всего около 10 человек. Формально «Аллё» даже не является оператором, поскольку не имеет лицензии. Как заявил коммерческий директор по работе с розничным рынком «МТС Россия» Дмитрий Лапицкий, это связано с тем, что, по мнению компании МТС, регуляция проектов MVNO в России пошла не по тому направлению. «Мы считаем, что это в первую очередь маркетинг и работа с клиентами, а вовсе не «железо»», – сказал г-н Лапицкий.
Коммерческий директор по работе с розничным рынком «МТС Россия» Дмитрий Лапицкий
Коммерческий директор по работе с розничным рынком
«МТС Россия» Дмитрий Лапицкий

Напомним, что X5 Retail Group N.V. работает в России под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В мае 2006 года произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. Летом 2008 года X5 завершила сделку по приобретению сети гипермаркетов «Карусель», тем самым значительно укрепив свои позиции в формате гипермаркета. Согласно данным на конец июня 2010 года, под управлением компании находится 1 514 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. Мультиформатная сеть компании включает в себя 1 135 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 275 супермаркетов «Перекресток», 62 гипермаркета «Карусель», а также 42 магазина «у дома». На 30 июня 2010 года число франчайзинговых магазинов на территории России составляло 610.

В настоящий момент X5 Retail Group весьма активно развивает программу лояльности для своих клиентов. Так, в ближайшее время планируется запустить проекты, связанные с денежными переводами, услугами страхования, приёма платежей и гашением кредитов. Но наиболее важным сейчас направлением для себя компания считает MVNO (mobile virtual network operator). «Благодаря данному проекту, мы сможем существенно нарастить базу лояльных клиентов, а также подробно изучить их потребности, имея полную информацию об их маркетинговом профиле – и при помощи этого предоставлять наиболее востребованные товары и услуги», – сообщил директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов.

Вице-президент по сервисам X5 Retail Group Руслан Гурджиян
Вице-президент по сервисам X5 Retail Group Руслан Гурджиян

«Успех данного проекта покажет, насколько вообще может быть успешно данное направление в России. У него есть все предпосылки для удачной реализации, поэтому, если получится у нас, значит, и другим игрокам на рынке имеет смысл попробовать реализовать что-либо подобное», – заявил Дмитрий Лапицкий. Целевая аудитория данного оператора, по словам вице-президента по сервисам X5 Retail Group Руслана Гурджияна, состоит из активных пользователей сотовой связи. Как правило, это люди, привязанные к своему основному телефонному номеру, но согласные на покупку/смену дополнительной SIM-карты, дающей возможность оптимизировать расходы на услуги мобильной связи. «Позитивно воспринимается логотип «Аллё» – перевёрнутая буква «ё», по словам опрошенных, делает логотип «оригинальным», «весёлым», «лёгким». Цвет логотипа подчёркивает «простоту» и доступность услуг оператора. Привлекательна также возможность накопления баллов как за мобильную связь, так и за покупку продуктов. Покупатель всё равно тратит деньги на продукты, и ему приятно получать баллы за то, что он и так всегда делает. Важно также то, что на продукты потребители тратят гораздо больше, чем на мобильную связь, и накопление баллов они считают вполне выгодным», – пояснил г-н Гурджиян.

Напомним, что идея создания виртуального оператора на российском рынке не нова. Так, в марте прошлого года на рынок сотовой связи столицы вышел виртуальный оператор сотовой связи, предоставляющий услуги под брендом «Просто для общения» для жителей Москвы и Подмосковья (подробнее – см. новость раздела «Мобильная связь Просто»  от 17 марта 2009 г.). Он работает на базе инфраструктуры «МегаФон-Москва», причем этот оператор является и управляющей компанией для «Просто». Основное отличие нового игрока от других на рынке сотовой связи – ориентация на абонентов, которые пользуются в основном только базовыми услугами – делают звонки и отправляют SMS, и низкие тарифы (5 копеек внутри сети). Это не первый MVNO, работающий на базе «МегаФон» в Москве, – на его сети также оказывает услуги Country.com, делающий ставки на безлимитные предложения.

Напомним также, что в мае прошлого года МТС совместно с ретейлерской сетью «Ашан» уже запускал подобный проект с продуктовым ресейлером. Так, на федеральном уровне был запущен тарифный план «А-Мобайл», который можно было приобретать в магазинах «Ашан» в прикассовой зоне. Целевой аудиторией тарифа стали покупатели «Ашана», а сам тариф относился к разряду «антикризисных» предложений. Для российского рынка такой совместный тарифный план на тот момент был в новинку, хотя у «Ашана» уже есть опыт создания подобных продуктов в других странах (см. новость раздела «Мобильная связь МТС»  от 22 мая 2009 г.). Руслан Гурджиян назвал данный проект довольно успешным: на сегодня насчитывается более 120 тыс. абонентов данного тарифа, он распространяется на восемь регионов, кроме того, в ближайшее время будет производиться рестайлинг продуктовой линейки.

Что касается петербургских МТС, то компания развивает направление так называемой альтернативной розницы достаточно давно, а из проектов с конкретными торговыми сетями можно вспомнить прошлогоднюю инициативу с «Лентой», «Ассорти» и «Эльдорадо». Также оператор сотрудничает с сетью автозаправочных станций в Татарстане: специально для посетителей автомобильных заправок «Татнефтепродукт» был разработан тариф, включающий бесплатные минуты общения между абонентами (подробнее – см. новость раздела «Мобильная связь МТС»  от 24 августа 2009 г.).

Между тем на сегодняшний день МТС не единственный оператор, продающий стартовые пакеты через «Ашан», – в августе 2009 года сотовый оператор «Скай Линк» открыл в данной сети гипермаркетов продажи своих коробочных комплектов «Безлимитный город». Продукт ориентирован на пользователей альтернативой стационарной телефонной связи в Московском регионе (подробнее – см. новость рубрики «Скай Линк Москва»  от 7 августа 2009 г.). Кроме того, «Скай Линк» в рамках партнерского соглашения с компанией «Седьмой Континент» открыл для подключений эксклюзивный тарифный план «Седьмой Континент» – для покупателей коробочного комплекта 3G-интернета, который поступил в продажу в московские магазины «Седьмой Континент» 12 мая 2009 года. По условиям тарифного плана «Седьмой Континент» абонентам предоставляется бесплатный доступ в Интернет в пределах 7 Мбайт в сутки при отсутствии абонентской платы (см. новость раздела «Скай Линк Москва»  от 13 мая 2009 г.). 

Также в декабре 2009 года к дилерской сети оператора «Скай Линк» в Московском регионе подключилась сеть бытовой техники и электроники Media Markt. Теперь в магазинах этой сети в Москве и Московской области можно приобрести как коробочные комплекты «500 МБ BOX» для организации мобильного интернет-доступа, так и голосовой комплект «Безлимитный город» с прямым городским номером и абонентской платой 345 рублей в месяц (см. новость раздела «Скай Линк Москва»  от 15 декабря 2009 г.). А в апреле этого года были открыты продажи в сети «Мобил Элемент», которая насчитывает 150 салонов связи в Московском регионе, где можно приобрести коробочные комплекты «Скай Линк» как для голоса, так и для интернет-доступа (см. новость рубрики «Скай Линк Москва»  от 6 апреля 2010 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: МТС, тарифы МТС, МТС тарифы, тарифные планы МТС