Vimpelcom Ltd обзаводится стратегией

В конце прошлой недели компания Vimpelcom Ltd («ВымпелКом Лтд»), контролирующая 100 % акций российского ОАО «ВымпелКом» и украинского оператора «Киевстар», объявила финансовые итоги за второй квартал 2010 года. Одним из основных анонсов в рамках видеомоста с Амстердамом, где базируется штаб-квартира и руководство Vimpelcom Ltd, стало объявление основных моментов стратегии развития компании, которое сделал ее глава Александр Изосимов. При этом компания пока воздержалась от комментариев относительно одной из самых обсуждаемых тем за последнее время – ведения переговоров с Weather Investments, владеющей 51 % египетского Orascom Telecom и 100 % итальянской Wind Telecomunicazioni.

Напомним, что Vimpelcom Ltd была создана в октябре прошлого года и включила два основных актива – российского оператора ОАО «ВымпелКом» и украинского «Киевстар». Основным событием для компании в этом году стало объединение этих двух компаний в рамках «ВымпелКом Лтд», которое было завершено 21 апреля 2010 года. Сейчас Vimpelcom Ltd действует под торговыми марками «Билайн» и «Киевстар» и присутствует в таких странах, помимо России и Украины, как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения, Киргизстан, Вьетнам и Камбоджа.

Основные финансовые результаты Vimpelcom Ltd за второй квартал 2010 года таковы: чистая операционная выручка составила $2,64 млрд (рост по сравнению с II кварталом прошлого года составил 23 %), чистая прибыль компании – $334,7 млн. Число мобильных абонентов составило 89,4 млн человек, число же подписчиков в сегменте широкополосного доступа – 2,7 мнл человек. 

«Наши результаты во втором квартале демонстрируют позитивную динамику, отражая оживление экономики на наших ключевых рынках, а также сезонные тренды. Выручка значительно выросла, что объясняется как консолидацией «Киевстара», так и уверенным органическим ростом во всех сегментах нашего бизнеса, – прокомментировал итоги второго квартала 2010 года генеральный директор «ВымпелКом Лтд» Александр Изосимов. – Мобильный сегмент нашего российского бизнеса продемонстрировал рекордный уровень квартальной выручки. Динамика квартальной выручки и маржи в Украине также значительно улучшилась при сравнении сопоставимых показателей. На нашем крупнейшем рынке в СНГ – Казахстане – сильные результаты квартала также являются отражением восстановления местной экономики. В то время как показатель возврата на вложенный капитал демонстрировал рост в течение последних двух кварталов, консолидация «Киевстара» привела к появлению дополнительного капитала и гудвилла, что повлияло на данный показатель во втором квартале 2010 года. Мы намерены сохранять возврат на вложенный капитал на уровне нашего целевого показателя, превышающего 20 %». 
Глава Vimpelcom Ltd Александр Изосимов доволен
результатами компании за второй квартал 2010 года

По словам г-на Изосимова, еще один важный шаг с организационной точки зрения – внедрение новой структуры компании, которая разделена на четыре операционных сегмента – Россия, Украина, СНГ и Юго-Восточная Азия – все они управляются из новой штаб-квартиры в Амстердаме (напомним, что сама Vimpelcom Ltd зарегистрирована на Бермудах): «Подобная структура даст возможность операционным компаниям сфокусироваться на развитии бизнеса на каждом конкретном рынке нашего присутствия, одновременно пользуясь преимуществами принадлежности к глобальной компании. Также мы укрепили и продолжим укреплять нашу команду управленцев – мы нацелены на привлечение лучших кадров».

Что касается российского сегмента, то, по данным отчетности, «ВымпелКом» обслуживает в России 50,9 млн мобильных абонентов (данные первого квартала – 51,3 млн) и 2,499 млн широкополосных подписчиков (данные на первый квартал – 2,335 млн). При этом что касается последних, то из них 1,199 млн – это фиксированный ШПД, а 1,3 млн – это мобильный доступ. Таким образом, у компании уже второй квартал продолжается тренд, когда число мобильных ШПД-пользователей превышает количество фиксированных – по данным первого квартала их было 1,167 и 1,168 соответственно. При этом показатель MoU (количество минут разговора в месяц на абонента) в мобильном сегменте составил 219 минут при ARPU (доход с одного абонента в месяц) в 330 рублей (показатели первого квартала – 204 и 308 соответственно). В сегменте ШПД ARPU составило 251 и 359 рублей в фиксированном и мобильных сегментах соответственно (первый квартал – 275 и 395 рублей). Мобильный интернет-трафик через USB-модемы, по данным компании, вырос более чем в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом выручка выросла на 69 %.
Уже второй квартал количество мобильных подписчиков услуги ШПД «Билайна»
в России превышает число его фиксированных интернет-пользователей

Что касается фиксированного направления в России, то компания количество клиентов не указывает, а по деньгам оно принесло 9,9 млрд рублей, из них 4,6 млрд принес бизнес-сегмент («Билайн Бизнес»). Межоператорские расчеты дали еще 3,7 млрд, а потребительский сегмент (включая FTTB) – 1,63 млрд. При этом количество охваченных FTTB домохозяйств в России составляет 8,2 млн квартир – здесь оператор сделал существенный рывок – достаточно долгое время эта цифра колебалась около 7 млн. 

России была и пока остается основным рынком, где «ВымпелКом» зарабатывает основную массу денег – по итогам второго квартала это 61,7 млрд рублей. И, соответственно, активнее здесь и инвестирует. «В условиях возобновления роста российского телекоммуникационного рынка компания значительно увеличила размер своих инвестиций. Мы продолжаем фокусироваться на эффективности наших инвестиций, ориентируясь на сохранение показателя возврата на инвестированный капитал на уровне свыше 30 %», – отметил г-н Изосимов. 
Россия для Vimpelcom Ltd ключевой рынок

Если, например, говорить об Украине, то, получив здесь 2,46 млрд гривен (или около 9,3 млрд рублей или $310 млн), компания связывает свои надежды с восстановлением макроэкономической ситуации (к слову сказать, мобильный ARPU здесь составляет $5) и положительными изменениями в сфере регулирования рынка связи. Из других стран СНГ наиболее хорошую динамику продемонстрировал Казахстан, а, например, рост по ШПД в Казахстане, Узбекистане и Армении составил 141 %  по сравнению со вторым кварталом 2009 года. В целом страны СНГ (за исключением Украины) принесли $336 млн.

Что касается зарубежных направлений, – напомним, что «ВымпелКом» работает на рынках Камбоджи и Вьетнама и предпринимает попытки выйти на рынок Лаоса, – то здесь у компании наблюдаются некоторые трудности, в основном связанные со спецификой местных законодательств. В частности, выйдя на рынок Вьетнама в июле 2009 года и проинвестировав $267, «ВымпелКом» вынужден сейчас, как сообщается в официальном релизе компании, «временно замедлить дальнейшее развитие нашего бизнеса, поскольку совместно с партнером по совместному предприятию работает над выработкой оптимального способа финансирования расширения своих операций во Вьетнаме». Здесь ситуация заключается в том, что для продолжения развития местного игрока (это GTel Mobile) нужны инвестиции – однако в условиях кризиса внешние заимствования не нашлись, а, будучи миноритарием, «ВымпелКом» не готов вкладываться дополнительно. В Лаосе компании не удается пока получить контроль над местным игроком Millicom Lao Co – хотя договоренность была достигнута еще в прошлом году. Продавец – компания Millicom – продолжает переговоры с местными властями по поводу приоритета на покупку. В целом в ЮВА компания получила оборот в $5,5 млн (при убытке по OIBDA $8,1 млн), и основной рынок, где «ВымпелКом» демонстрирует положительную динамику, – Камбоджа, после первого года работы оператор стал третьим крупнейшим игроком на местном рынке из девяти.

Что касается переговоров с Weather Investments, владеющей 51 % египетского Orascom Telecom и 100 % итальянской Wind Telecomunicazioni, сведения о которых муссируются в прессе с августа этого года, то Александр Изосимов не стал комментировать этот вопрос, отметив только, что «на рынке все ведут переговоры со всеми». 

Озвучивая итоги второго квартала Александр Изосимов также описал видение концепции стратегии «ВымпелКома» – этот документ должен был быть подготовлен как раз к сентябрю 2010 года, но, по словам главы компании, «это процесс творческий и поэтому немного затянулся». Однако базовые вещи были озвучены. Основные из них – компания, понимая все перспективы развития рынка передачи данных, намерена пока зарабатывать в голосовом сегменте. В ближайшее время акцент будет сделан в том числе и на розницу, которая «должна приносить компании лояльных клиентов с высоким ARPU, а также образовывать потенциальных и существующих абонентов». Что касается бизнеса в целом, то «ВымпелКом» мыслит себя инфраструктурным оператором, отдавая допуслуги и сервисы на аутсорсинг или развивая их в рамках альянсов. 

Управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов положительно оценивает достижения компании. «Что касается ситуации в Азии – то эти проблемы были вполне предсказуемы, да и в целом российскому бизнесу до сих пор достаточно тяжело выходить за пределы родной территории. Что касается сдержанной позиции относительно передачи данных и ставки на голос – она вполне понятна, – деньги надо зарабатывать, а пока, в самом деле, никто не дал ответа, чем же заполнять «IP-трубу», когда она будет построена».
Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Елена Шматова одно из недавних «внутренних» кадровых приобретений компании

Как отметила генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Елена Шматова, оператора ждет еще один шаг с точки зрения организационного развития: в единую компанию войдут все «дочки», которые в свое время ему достались во время приобретений, – это «Голден Телеком», «Совинтел», «Корбина Телеком» и т. д. Сейчас уже все внутренние процессы отлажены и бизнес компаний (а это были различные направления) тесно интегрирован. Слияние, как завершающий шаг консолидации, может произойти уже до конца этого года. 

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: финансы, VimpelCom