У СЗТ заработал IP-телевизор

Межрегиональный оператор "Северо-Западный Телеком" приступил к тестовым испытаниям одной из услуг Triple Play – IP-телевидения (IPTV). В качестве пилотного региона был выбран Великий Новгород, где опытная площадка развернута на базе местного филиала компании СЗТ и ее провайдерских дочек.

Напомним, что одним из главных объявлений СЗТ на завершившейся на прошлой неделе выставке «Норвеком-2006», помимо нового проекта «Авангард», был анонс начала развития услуг NGN, включая Triple Play (напомним, что под этим обычно подразумевают доставку услуг передачи данных, видео и голоса до абонента из «одной розетки» и по единой технологии, включая биллинг). В частности, перспективам развития этого направления были посвящены доклад топ-менеджеров СЗТ на предваряющей «Норвеком» специализированной конференции. Как выяснилось в дальнейшем, компания приступила уже к практическим шагам, и первой здесь стала технология IPTV. Напомним, что в ее рамках видеосигнал передается посредством оптоволоконной сети или витой пары до конечного пользователя, при этом канал должен обладать скоростью передачи данных не менее 4,5 Мбит/с для обеспечения качественного изображения. Данная технология позволяет расширить понятие кабельного ТВ до интерактивного сервиса. На базовом уровне здесь подразумеваются такие функции, как «картинка в картинке», разделение экрана на несколько частей, описание всех телепередач, возможность включения «серфинга» (перемещения с определенным интервалом времени) по различным каналам. В качестве абонентского оборудования используются телевизионные приставки (так называемые set-to-box), которые подключаются с одной стороны к сети оператора, а с другой - к телеприемнику или компьютеру. Стоимость такого оборудования на сегодняшний день составляет около $250. На стенде СЗТ было представлено оборудование Amilo, которое уже сертифицировано для использования в России.

Помимо просто «телевидения с расширенными возможностями», СЗТ также тестирует такие сервисы, как Video-on-Demand (видео по запросу) и «Виртуальный кинотеатр». С помощью VoD пользователь сможет заказывать трансляцию того или иного фильма на определенный промежуток времени – по сути, это услуга аренды фильма, причем это можно сделать на день, неделю или приобрести в постоянное владение. «Виртуальный кинотеатр» предполагает трансляцию определенного фильма в определенный промежуток времени – «сеанс», на который пользователь может заказать «билет». К каждому фильму предлагается описание и трейлер.

Первые испытания IPTV СЗТ организовал на своей базе в Великом Новгороде. Одним из факторов для выбора этого города стало наличие здесь активов СЗТ – компаний «Новгород Дейтаком» и «Новгород Датаком», в том числе занимающихся развитием районных сетей, которые охватывают практически весь город (напомним, что эти компании были приобретены СЗТ в начале 2005 г., см. выпуск новостей от 10 февраля 2005 г.). Наличие доступа по общегородской Ethernet-сети позволяет СЗТ предлагать услугу IPTV без существенной модернизации основных телекоммуникационных мощностей местного филиала «Новгородтелекома». «Наша сеть в Великом Новгороде охватывает 40 тыс. абонентов по технологии «оптика до квартиры». Рабочий прототип системы, который будет запущен в Новгороде, предусматривает предоставление трех базовых услуг: «ТВ трансляции», «Домашний кинотеатр» и «Видео по запросу», которые будут поочередно запущены начиная с весны этого года», - рассказывает начальник отдела внутрикорпоративных коммуникаций и связей с общественностью ОАО «СЗТ» Наталья Назарова.

Сейчас компания также развертывает опытные зоны IPTV в Петербурге и Ленинградской области. Одним из способов доставки станет технология ADSL, масштабный запуск которой под брендом «Авангард» по всему региону был анонсирован на «Норвекоме» (см. выпуск новостей от 16 февраля 2006 г.). Напомним, что компания будет использовать вариант ADSL2+, которая теоретически позволяет достигать скорости передачи данных до 24 Мбит/с. Кроме того, напомним, что сейчас все новые подключения абонентов к телефонной сети общего пользования, проводимые СЗТ в Петербурге в районе новостроек, проводятся по технологии fibre to the home - когда в каждый дом организуется оптоволоконный канал. В качестве контент-провайдера СЗТ выбрала компанию Synterra-Media - новый проект альянса операторов Synterra (напомним, что в него входят столичные операторы "Комет", "РТКомм.РУ" и "Телеком-Центр", а также петербургский "ПетерСтар", см. выпуск новостей от 28 сентября 2005 г.). Провайдер поставляет контент в виде определенных телеканалов и фильмов, системы управления и биллинга, а СЗТ выполняет функцию транспортировки услуг до конечного пользователя. Подробности договоренностей не раскрываются, но известно, что сейчас поставки контента идут в тестовом режиме и не являются полноценной реализацией полного набора услуг, которые будут доступны при коммерческом запуске. «Новые услуги позволяют избежать привязки исключительно к передаче голосового трафика внутри нашей сети. Кроме того, новые технологии позволят нам использовать медную пару с большим эффектом. Вероятнее всего, на следующем «Норвекоме» на нашем стенде главное место займет именно IP-телевидение. Кроме того, мы уже готовимся к конкуренции с существующими операторами кабельного телевидения», - комментирует главный специалист отдела организации продаж компании «Северо-Западный Телеком» Борис Карлов.

По оценке других игроков рынка, запуск IP-телевидения является позитивным шагом в развитии компании. «Инициатива интересная, и для телефонного монополиста это верный шаг. Ведь кто-то должен быть первым, и интерес к таким услугам со стороны столь серьезного игрока подтолкнет рынок в сторону серьезного развития», - отмечает руководитель отдела продаж компании «Объединенные сети» Дмитрий Петров. Что касается других крупных игроков, то они в будущем также собираются вводить услуги Triple Play. «Мы рассматриваем сейчас возможность внедрения таких услуг для наших клиентов, но о конкретных планах говорить пока рано. У нас нет и коммерческой модели работы в этом сегменте», - отмечает коммерческий директор компании «Северен Телеком» Денис Смирнов. «На данный момент услуга IP-телевидения находится у нас на стадии рассмотрения. Торопиться здесь не имеет смысла – посмотрим, как отреагирует рынок на первые инициативы», - говорит менеджер по рекламе и PR компании «ПетерСтар» Алина Карпиченко. Отметим, что сегодня комплекс услуг Triple Play, таких как передача видео, голоса и данных по одной сети посредством IP-телефонии, у компании «ПетерСтар» доступны для корпоративных абонентов. Предлагать полный комплекс услуг для частных пользователей компания не планирует.

Еще одной компанией, которая в этом году намерена запустить в коммерческую эксплуатацию услуги Triple Play, является «Корбина Телеком». Сегодня тестирование услуг проводится в Москве, по окончании процесса запуск в коммерцию пройдет везде, где работает компания. «Сложность услуг Triple Play заключается не в их запуске, а в том, чтобы организовать саму инфраструктуру, включающую биллинг, портал и т. п. Необходимо, чтобы услуги были удобны в использовании для абонентов», - считает руководитель петербургского филиала компании «Корбина Телеком» Денис Куликов. «Мы уже рассматривали возможность предоставления нашим клиентам такой возможности. Но здесь существует несколько подводных камней, о которых следует помнить. Во-первых, оборудование для приема-передачи сигнала пока еще обладает достаточно высокой ценой. Во-вторых, необходимо, чтобы на рынке было несколько контент-провайдеров - для обеспечения пользователей качественным выбором. Можно ожидать, что оборудование, как это когда-то произошло на рынке со спутниковым ТВ, существенно подешевеет и на рынке появится несколько контент-провайдеров, и тогда мы, разумеется, также предложим нашим клиентам подобную услугу», - резюмирует коммерческий директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Ольга Мокина.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование