В Петербурге внедряется автоматизированная система управления городским пассажирским транспортом

Губернатор Валентина Матвиенко провела сегодня выездное совещание в Центре управления городским пассажирским транспортом. В совещании приняли участие вице-губернатор Юрий Молчанов, председатель Комитета по транспорту Станислав Попов, директор СПБ ГУ «Организатор перевозок» Владимир Михайлов.

Совещание было посвящено внедрению современных информационных технологий на городском пассажирском транспорте на основе спутниковой системы ГЛОНАСС.

За последние три года автобусы, троллейбусы, трамваи оснащены необходимым современным оборудованием, которое позволяет  поддерживать в режиме он-лайн связь диспетчера с водителем, корректировать график движения пассажирского транспорта. В течение двух месяцев новейшими технологиями связи будут оснащены также коммерческие перевозчики, которые осуществляют перевозки на социальных маршрутах.      

«Мы уделяем очень большое внимание созданию системы контроля и управления пассажирским транспортом, главная цель которой – повышение качества обслуживания. Система позволяет жестко контролировать работу общественного транспорта. Водитель понимает, что каждую минуту на карте виден его маршрут. Это конечно его дисциплинирует, заставляет двигаться по времени. Диспетчер видит на экране движение транспорта, определяет причины отставания или опережения, добивается четкого соблюдения графика», – сказала Валентина Матвиенко.

Губернатор подчеркнула, что за счет повышения конкуренции среди перевозчиков, наглядности их работы, система контроля общественного транспорта позволяет также экономить средства городского бюджета. В прошлом году на субсидиях  транспортным предприятиям было сэкономлено более 200 миллионов рублей. Кроме того, система управления общественными перевозками предусматривает контроль за безопасностью пассажиров.

В сентябре на заседание правительства города должна быть вынесена стратегия развития городского пассажирского транспорта. Сейчас она проходит стадию обсуждения. «Один их краеугольных камней этой стратегии – приоритет движения  общественного транспорта, выделенные полосы, регулируемые светофоры. Только таким образом мы сможем добиться четкой регулярности движения пассажирского транспорта.  В этом году будут созданы еще 5 выделенных специально оборудованных полос для общественного транспорта. Мы и дальше будем активно двигаться в этом направлении», – сказала Валентина Матвиенко.

По мнению губернатора, в этом году работа общественного транспорта, регулярность маршрутов существенно улучшились по сравнению с прошлым годом. Централизованная система управления движением на основе новейших инновационных технологий позволит усилить эту тенденцию, подключить общественный контроль. «Любой житель города сможет увидеть в Интернете на электронной карте города движение маршрутных транспортных средств: автобусов, троллейбусов, трамваев. Каждый петербуржец сможет спланировать свое перемещение по городу, решить, где ему оставить машину на парковке, где воспользоваться  общественным транспортом. Горожане смогут следить за регулярностью  работы общественного транспорта. Общественный контроль, безусловно, скажется и на качестве перевозок», – отметила Валентина Матвиенко.

Планируется, что уже до конца года Центр управления городским пассажирским транспортом Санкт-Петербурга, созданный на лучших европейских стандартах, заработает в полном объеме.   

 За период с 2008 по 2011 год транспортные средства поэтапно оснащаются комплектами бортового оборудования на базе технологий ГЛОНАСС. В 2008 году – 150 единиц, в 2009 – 600 единиц, в 2010 - оставшийся подвижной состав  ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс (2239 единиц), в 1 полугодии 2011 года планируется ввести в эксплуатацию 863 комплекта бортового оборудования для коммерческих перевозчиков, осуществляющих  перевозки по регулируемому тарифу.

За счет средств бюджета Санкт-Петербурга разработана и зарегистрирована в установленном порядке в Реестре информационных систем Санкт-Петербурга «Система комплексной автоматизации транспорта» (ИС СКАТ).

ИС СКАТ позволяет решать следующие основные задачи:

Ведение и актуализация электронных паспортов маршрутов наземного городского   и пригородного пассажирского транспорта
Формирование специализированных отчетных форм по исполнению объема транспортной работы
Расчет субсидий исходя из фактического исполнения перевозчиками условий государственного контракта
В рамках развития ИС СКАТ на 2011-2012 годы планируется:
Реализация для населения информационных («социальных») сервисов: Интернет-портал городского пассажирского транспорта, сервис SMS-информирование о движении транспортных средств на маршрутах, поэтапная установка информационных табло на остановочных павильонах.
Введение оперативного управления движением транспортных средств из Центра управления городским пассажирским транспортом.

 В настоящее время проводится пилотный проект, в рамках которого отрабатываются технологии «удаленного» управления транспортными средствами.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизация управления, ГЛОНАСС