Весна MVNO

Весна 2012 г. обещает массовый всплеск на рынке услуг виртуальных мобильных операторов (MVNO). В канун весеннего расцвета виртуального операторского бизнеса – 21 марта – ComNews проведет первый национальный съезд MVNO – Всероссийскую конференцию "Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России – MVNO Russia'2012". Основное внимание будет уделено новым возможностям MVNO, анализу европейского и местного опыта, успешным моделям MVNO-партнерства.

Один за другим о старте MVNO в России в конце прошлого года заявили опытные и совсем новые операторы. Конференция MVNO Russia’ 2012 впервые позволит начинающим и опытным бизнесменам узнать из "первых рук" от инициаторов проектов и владельцев мобильных сетей реальное положение дел в бизнесе MVNO.

А сюрпризов и даже курьезов на российском MVNO-рынке будет немало. Так Роскомнадзор выдал лицензию на оказание услуг MVNO компании "Ё-Мобайл", которая, как выяснилось, не имеет никакого отношения к проекту "Ё-авто" группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Лицензию получила также одинцовская правовая фирма "Юридический центр "Частное дело", которая продвигает услуги сети "ВымпелКома" под торговой маркой Gartel и по собственной оригинальной бизнес-модели.

К началу 2012 г. Роскомнадзор выдал почти 80 лицензий MVNO. Необходимый большинству операторов для запуска MVNO-проектов номерной ресурс регулятор начал предоставлять только в октябре прошлого года. Поэтому пока большинство операторов только завершают подготовительную стадию проектов.

Однако MVNO в России – дело самое что ни на есть серьезное. Абонентская база российских виртуальных операторов, по подсчетам независимых аналитиков, уже к началу позапрошлого, 2010 г. составляла более 1 млн. Крупнейшим был проект "Просто для общения" на базе инфраструктуры "МегаФона", в четверку лидеров входили инициативы A-Mobile, "Алло Инкогнито" и Matrix Mobile.

Теперь в российском MVNO счет пойдет на десятки миллионов новых номеров.

Больше всего – 2 млн номеров – в конце октября прошлого года Россвязь выдала ООО "Ростелеком", которое вместе со "Скай Линком" запустило услуги передачи данных по схеме MVNO под брендом "Плюс Один" еще в начале 2011 г. За пару лет "Плюс Один" планирует занять не менее 7% рынка Москвы и области. В два разе меньше – 1,1 млн – получила компания "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), которая на мощностях того же "Скай Линка" разворачивает MVNO-проект "МТТ.Мобайл", используя пока собственный пул номеров в коде 499. В новых условиях оператор намерен значительно ускорить рост абонентской базы "МТТ.Мобайл" и в течение двух лет, с весны 2012 г., задействовать всю новую номерную емкость. Еще 1 млн новых номеров достался "ТТК-Нижний Новгород". Железнодорожный оператор "Компания ТТК" использует ресурс для начала создания в 2012 г. MVNO-игрока федерального масштаба. Как говорят в ТТК, мобильная связь станет логичным дополнением к пакету услуг для корпоративных клиентов, и в первую очередь для сотрудников ОАО "РЖД". Крупнейший национальный оператор "Ростелеком", получивший 140 тыс. номеров в коде DEF 958, сообщил, что будет использовать их в проектах "Домолинк MOBI" и программе "Сельская связь" в ЦФО, применяющих модель Full MVNO.

Однако, возможно, ближайший старт MVNO произойдет на Кавказе и Северо-Западе России. Чеченский оператор "Вайнах Телеком", вложив до $25 млн заемных средств, весной 2012 г. запустит проект MVNO в коммерческую эксплуатацию, используя инфраструктуру "Скай Линка" и собственную сеть продаж. Россвязь выделила оператору 330 тыс. номеров в коде DEF-958. В первый год оказания услуг компания намерена подключить к MVNO 150 тыс. абонентов.

Оператор "КантриКом" (марка "Алло Инкогнито") планирует запустить проект MVNO на Северо-Западе в марте 2012 г., предоставив линейку выгодных тарифных планов с петербургской нумерацией.

А дальше – больше. После выделения 10 млн номеров в коде DEF-958 Россвязь откроет для MVNO следующий код – DEF-959. Оказывать услуги сотовой связи в России станет, видимо, совсем не сложно: при наличии горячего желания и нескольких десятков тысяч долларов можно начинать зазывать абонентов. Кто-то подключится просто, чтобы попробовать что-то новое и из-за недовольства известными сотовыми компаниями.

Правда, полноценному MVNO необходимо построить почти ту же инфраструктуру, что и обычному оператору, за исключением транспортных сетей и базовых станций. По оценкам экспертов, только на начальном этапе создания MVNO потребуется около $3 млн. Но и доходы у таких компаний должны, по идее, быть многократно выше, и если предложить по-настоящему востребованную, инновационную услугу, можно рассчитывать на миллионы абонентов.

В России уже есть немалый опыт проектов MVNO. Правда, есть и масса скепсиса по поводу их рыночных перспектив. Большая его часть исходит от крупнейших сотовых операторов, давно видящих своим рынком не только Россию и страны СНГ, но даже весь мир. Они отмечают, что в Европе проекты MVNO активно развивались, потому что там цена минуты мобильной связи раза в четыре выше, чем в России, а значит – больше возможностей установить цены, выгодные для всех участников MVNO-соглашения. Российские MVNO пока не смогли сделать абонентам привлекательного и жизнеспособного ценового предложения.

При этом международные аналитики считают, что рассматривать перспективы большинства проектов MVNO в широком рыночном контексте нет решительно никакого смысла. Так, например, если Х5 Retail или "Ашану" удается охватить собственными телеком-сервисами до 10% постоянных клиентов - их MVNO мегауспешны. Даже при более скромных, чем у российского сетевого ритейла, масштабах деятельности нишевые и региональные MVNO-продукты могут быть невероятно популярны и прибыльны. Опыт европейских стран показывает, что из многих десятков стартовавших там MVNO-проектов успехов на рынке добились единицы, остальные закрылись - по причине отнюдь не ценовой, а из-за отсутствия эффектных идей для нишевых рынков.

Но даже если нишевые MVNO не смогут развиться быстро, крупный российский MVNO-бизнес это не остановит. Ввиду появления в стране услуг сотовой связи четвертого поколения, быстрого внедрения LTE, операторы "большой тройки", "Ростелеком" и "Скартел" во множестве регионов планируют использовать 4G-инфраструктуру коллег-конкурентов по той же схеме MVNO. Гигантское госпредприятие "Почта России" планирует предоставлять услуги MVNO начального уровня. Пример почты Италии показывает российским почтовикам, что успех возможен при наличии огромной сети офисов и отработанной логистики.

На MVNO Russia’2012 выступят: президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский с докладом "Операторы MVNO в Европе и в России"; генеральный директор ОАО "МТТ" Евгений Васильев с докладом "Европейский опыт развития MVNO и его применение в российских условиях". О федеральном проекте MVNO ООО "Мобильные медицинские технологии" расскажет председатель совета директоров этой компании Владимир Шульга. С сообщениями на первом съезде российских MVNO выступят также генеральный директор СМАРТС Александр Курочкин и управляющий консультант BT Telconsult по Центральной и Восточной Европе Виталий Штыркин.

Среди докладчиков конференции MVNO Russia’ 2012 – многие другие ведущие эксперты MVNO: топ-менеджеры российских и международных операторов связи, представители госрегулятора, разработчики и производители оборудования, провайдеры, консультанты, аналитики – все стороны, заинтересованные в развитии MVNO в России и странах СНГ.

MVNO Russia’2012 пройдет при поддержке Ассоциации региональных операторов связи. Участие в качестве делегатов MVNO Russia’2012 подтвердили менеджеры и специалисты компаний "Ростелеком", "Газпром телеком", "Матрикс телеком, "Первый телеком", "МегаФон" и др. Конференция завершится открытой дискуссией "Перспективы MVNO в России".

Дмитрий Петровский

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: MVNO