Крупнейший мировой производитель мобильных телефонов Nokia с января проведет реорганизацию региональной структуры. Финская компания разобьет мировой рынок на 11 кластеров, в одном из которых объединены Россия, СНГ и Турция. Этот кластер и российское подразделение с начала следующего года возглавит Виктор Сайес. По словам нынешнего главы российского представительства Nokia Алессандро Фиорентино, структура локального подразделения также изменится: пять из семи региональных офисов компании будут закрыты, останется только московский и новосибирский. «Если раньше была потребность в тесной работе с партнерами на местах, то сейчас пришло время для централизации бизнес-процессов, — объяснил он. — Мы не пытаемся сокращать издержки и персонал, а просто делаем работу более удобной». По оценке Mobile Research Group, в третьем квартале доля Nokia в продажах превысила 38%.
Основное изменение политики Nokia касается не организации бизнеса. «Через пять-семь лет Nokia планирует стать интернет-компанией», — заявил Виктор Сайес. Он объяснил, что финская компания хочет вместе с телефонами предлагать широкий набор доступных через Интернет сервисов: фото, музыка, видео, навигационные услуги и онлайн-магазины.
Финская компания выделила это направление в отдельное подразделение. Летом этого года оно представило интернет-портал Ovi.com, объединяющий социальную сеть и фотосервисы, онлайн-магазин музыки Nokia Music Store и магазин с играми для телефонов N-Gage. В июле Nokia купила интернет-сервис Twango, затем компанию Enpocket, специализирующуюся на мобильной рекламе. Сейчас финский вендор завершает сделку по покупке за 8,1 млрд долл. создателя навигационных карт Navteq. Со второй половины 2008 года финский концерн будет предлагать несколько моделей мобильных телефонов с годовым абонементом на весь каталог аудиозаписей Universal Music.
«Каким образом мы будем проводить глобальную стратегию Nokia на российском рынке, пока рано говорить. Для этого хороши любые возможности, будь то покупка местных игроков, партнерство с ними, локализация мировых сервисов или создание с нуля новых», — заявил г-н Сайес. «В следующем году финский вендор откроет собственный интернет-магазин», — заверил г-н Фиорентино.
«Вряд ли финны будут делать для России специальные сервисы, кроме интернет-магазина», — поделился сомнениями старший аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, покупать готовые российские интернет-сервисы дорого, а для того чтобы создавать с нуля новые услуги, у Nokia в России просто нет специалистов. «Остаются два варианта: либо русификация мировых порталов вроде Ovi, или попытка найти местного партнера, преуспевшего в Рунете», — добавляет г-н Муртазин.
Александра Крекнина