Тема обеспечения покрытия всех федеральных трасс сотовой связью обсуждалась на заседании рабочей группы в Минкомсвязи на прошлой неделе, рассказал "Ъ" источник на телекоммуникационном рынке. "Есть задача правительства РФ обеспечить работу ЭРА ГЛОНАСС (система экстренного реагирования при авариях.— "Ъ") и системы "112" (система вызова экстренных служб по единому номеру.— "Ъ"). Сигнал обеих систем должен распространяться в том числе по сотовым сетям, поэтому необходимо соответствующее покрытие федеральных дорог. Операторы обязаны обеспечить покрытие в рамках полученных лицензий, но это исполняется не во всех регионах",— говорит "Ъ" чиновник Минкомсвязи. Еще один сотрудник министерства отмечает, что в Минкомсвязи поступают предложения от губернаторов о перенесении опыта организации сотового покрытия на "Амуре" на другие федеральные трассы. "Речь идет о частно-государственном партнерстве, но никаких решений пока не принято",— настаивает собеседник "Ъ".
В МТС и "ВымпелКоме" говорят, что знают о таком предложении. Представители этих компаний, как и в "МегаФоне", от комментариев отказались.
Строительство федеральной автомобильной дороги М58 "Амур", соединяющей Читу и Хабаровск, завершилось летом 2010 года. Во время поездки по ней на Lada Kalina Sport премьер-министр Владимир Путин убедился, что на отдельных участках связи либо нет, либо она работает с перебоями, после чего поручил Минкомсвязи обеспечить 100-процентное покрытие трассы. Проект общей стоимостью 4 млрд руб. был завершен к октябрю 2011 года, половину затрат взяла на себя "большая тройка". Правда, спустя месяц ее представители жаловались, что энергетики не смогли в срок организовать постоянное электропитание всех базовых станций. Для части им пришлось закупить дизель-генераторы на собственные средства.
Запуск ЭРА ГЛОНАСС запланирован на 2014 год. "Экстренное сообщение передается через сети сотовой связи стандарта GSM/UMTS (2G и 3G). То есть для ее работы необходимо наличие покрытия хотя бы одного сотового оператора",— соглашается заместитель гендиректора по техническому развитию НИС ГЛОНАСС Геннадий Голант.
Осенью прошлого года Роскомнадзор опубликовал на своем сайте карты сотового покрытия всех федеральных трасс. Общее покрытие дорог составляло 96,6%. Сетями МТС было охвачено 89,5% российских магистралей; "МегаФона" — 92,5%; "Вымпелкома" — 83,3%; а Tele2 — 56,8%. По данным службы, наиболее низкий процент покрытия автотрасс был в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Так, на трассе М-56 "Лена" оно составляло 10-74% в зависимости от оператора.
Однако операторы настаивают, что в лицензиях нет требования обеспечить 100-процентное покрытие на федеральных трассах. "Лицензия выдается на конкретный регион и не содержит требований о покрытии каких-то географических объектов, в том числе и трасс!" — возмущается собеседник "Ъ", близкий к одному из сотовых операторов.
Директор по развитию "Коминфо консалтинг" Евгений Соломатин соглашается, что такие проекты экономически убыточны для операторов, но при этом они социально значимы. "Поэтому логично было бы, чтобы они финансировались из фонда универсального обслуживания (формируется за счет ежегодных отчислений всех операторов связи; сейчас направляется на установку таксофонов и коллективных точек доступа в интернет в небольших населенных пунктах.— "Ъ")",— считает он.
В Tele2 заявили, что оператору ничего не известно о совещании в Минкомсвязи. В то же время, отмечают в компании, подписывая инвестиционные меморандумы с регионами, она берет на себя "обязанности — как по инвестициям, так и по развитию географии сети в соответствии с пожеланием властей".
Анна Балашова, Владислав Новый