Напомним, что о программе своей региональной экспансии «ПетерСтар» объявил весной 2004 года, когда приобрел 80% Псковской городской телефонной сети (ПГТС). Тогда руководство компании объявило о том, ближайшие рынки, на которые она нацелилась, это Мурманск, Великий Новгород, Петрозаводск и Калининград. Следующим шагом экспансии стало приобретение мурманского оператора «Аспол-Диамант Мурманск» (см. выпуск новостей от 3 июля 2004 г.). На рынки Петрозаводска и Новгорода компания вышла самостоятельно, без приобретения сторонних активов. Тем не менее, во всех этих городах компания развивала одну и ту же бизнес-модель, которая отработана у нее в Петербурге – это предоставление услуг как на корпоративном рынке, так и на частном. На последнем «ПетерСтар» продвигает карты доступа в Интернет и IP-телефонии. Как сообщили в пресс-службе «ПетерСтара», Калининград не станет исключением.
Компания «Телеком Западное Пароходство» («Телеком ЗП») в прошлом являлась ведомственной сетью предприятия «Западное Пароходство», а с 2002 года стала развиваться как универсальный оператор связи. Важной составляющей активов компании «Телеком ЗП» является наличие широкого спектра лицензий на предоставление услуг местной телефонной связи, телематических услуг (передача данных и доступ в Интернет), а также на предоставление услуг внутризоновой телефонной связи общего пользования. Общая номерная емкость компании составляет более 4 тыс. номеров. «Телеком Западное Пароходство» располагает собственной транспортной сетью протяженностью около 60 км на базе волоконно-оптических и медных кабелей, которая охватывает центральные районы города. Компания обслуживает около 1,3 тыс. абонентов (включая физических лиц), в основном, по предоставлению услуг телефонной связи. В числе клиентов компании такие крупные предприятия, как «Целлюлозно-бумажный завод «Цепрус», ОАО «Калининградский Вагоностроительный Завод», «Фабрика шоколадных масс», «Балтийская табачная фабрика». По оценкам независимых экспертов компания «Телеком ЗП» является третьим по величине альтернативным оператором Калининграда. Численность сотрудников «Телеком ЗП» составляет около 30 человек, выручка в 2004 году составила около $0,2 млн.
«Открытие присутствия в Калининграде было заявлено в региональной программе «ПетерСтар» в 2004 году. Это один из самых перспективных регионов с точки зрения экономического развития. Калининград уверенно входит в десятку лидеров по интернетизации населения среди российских регионов. Численность населения города составляет более 400 тыс. человек. В 2005 году город планирует отметить свое 750-летие, что станет важным фактором для дальнейшего развития предпринимательства, способствует притоку инвестиций», - прокомментировали в пресс-службе «ПетерСтара».
Стоимость сделки не раскрывается, по оценкам аналитиков вряд ли этот актив обошелся «ПетерСтару» дорого - сумма могла составить до $1 млн. При этом, как отмечает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева, покупка «Телеком ЗП» открывает новую тенденцию – внимание телекоммуникационных компаний, расширяющих географию своей деятельности, начинают привлекать ведомственные или бывшие ведомственные операторы. "«ПетерСтар» сделал грамотный ход, купив готового оператора со всеми лицензиями и абонентской базой. Если посмотреть на рынок, то таких ведомственных операторов по всей России – очень много. Аналитики давно отмечали, что их можно отнести к категории «спящих конкурентов», которые, в случае появления заинтересованного стратегического инвестора, смогут эффективно использовать свой потенциал", - прокомментировала Татьяна Толмачева.
По оценкам наблюдателей, объем рынка связи Калининградской области составляет около $115 млн. В основном он поделен в основном между тремя операторами – это «Электросвязь Калининградской области», филиал ОАО «Северо-Западный Телеком», «ВестБалт Телеком» и оператор «Связьинформ». По собственным оценкам (по данным на 2004 год) местная электросвязь контролирует около 70% рынка местной телефонии, 90% дальней связи, 30% - доступа в Интернет. Кроме того, на рынке действует еще пара десятков операторов, но они контролируют единицы процентов рынка, и являются нишевыми. Среди таких игроков – "Балттелеком", «ТИС Диалог», «Газинтернет», «Поиск-связь», «Телепорт янтарь», «ЦентрСвязь», «Балтийские деловые сети плюс», «Батекс», «Илис», «Рэй» и др.
Главное преимущество «ВестБалт Телекома» - он является единственным независимым оператором в России за пределами Москвы и Петербурга, который владеет собственной междугородной АТС. Компания проложила примерно 100 тыс. абонентских линий в Калининграде, из которых задействовано около 65 тыс. (из них 15 тыс. используются операторами мобильной связи, 19 тыс. - операторами других сетей. 7,5 тыс. предоставлено в пользование местным корпоративным клиентам, а 23,5 тыс. – местным частным абонентам). Помимо этого, «ВестБалт Телеком» принадлежит торговая марка «БайтСити», под которой компания предоставляет услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет (около 2 тыс. абонентов). По оценке компании, её доля на рынке телекоммуникационных услуг Калининграда составляет около 20%. "Связьинформ" владеет в Калининграде и области более 20 АТС, общее количество номеров превысило 20 тыс., а количество обслуживаемых абонентов – 15 тыс. человек. Это более 10% всех телефонных номеров Калининграда и области.
Сейчас на Северо-Западе активно работает несколько операторов с центром принятия решений в Петербурге. В первую очередь, это естественный монополист «Северо-Западный Телеком», который присутствует во всех областях региона, и держит большую часть рынка фиксированной телефонии. Из альтернативных операторов наиболее активен «Голден Телеком», который в результате слияния с операторами «Коминком-Комбеллга» и "Совинтел" стал владельцем ряда активов на Северо-Западе. Весной прошлого года объединенная компания приобрела 100% акций OAO «Балтиком Мобиле», которому принадлежат 62% акций калининградского оператора связи ЗAO «ВестБалт Телеком». Стоимость покупки составила около $7 млн.
При этом, недавно СЗТ объявил программу по приобретению региональных активов, и даже высказал готовность стать владельцем пакета акций одного из них в течение ближайшего времени – правда имя покупаемой компании пока не раскрывается (см. выпуск новостей от 27 января 2005 г.). «ПетерСтар» тоже планирует не останавливаться в своем региональном развитии – в 2005 году инвестиции на Северо-Запад составят не менее $15 млн.
На этом фоне особенно заметно отставание одного из крупнейших операторов Петербурга – «Метрокома». Несмотря на явный перенос внимания в регионы конкурентов, этот оператор до сих пор продолжает фокусироваться на рынке Петербурга. Компания имеет лицензии на весь Северо-Запад, и в 2000 году благодаря заказу Сбербанка получила выход на рынки Петрозаводска, Мурманска, Пскова, Новгорода и Калининграда, однако дальнейшего регионального развития не произошло. Недавно в «Метрокоме» произошла тотальная смена топ-менеджмента, но как недавно заявил в одном из интервью новый генеральный директор оператора Евгений Максаков «…пока региональный бизнес у компании невелик, но в этом плане все пути для нас открыты. Хочу сразу оговориться, что экспансия в регионы не является для "Метрокома" целью номер один...» (см. выпуск дайджеста от 7 февраля 2005 г.).