Предложение мобильной индивидуальности

Возможность заказать мелодию или картинку для своего сотового у латвийцев появилась года четыре назад. За это время невинная забава превратилась в довольно серьезную отрасль экономики. По самым скромным подсчетам, ежедневно тысячи людей отправляют SMS, желая получить "обновку" для своего телефона. Спрос рождает и предложение — предоставлением подобных услуг в стране уже занимаются около 20 компаний.

У истоков

Для основной части абонентов мобильной связи стала привычной реклама мелодий и заставок в журналах и в интернете: редкий сайт не предлагает заказать обновку для телефона. Если учесть, что две трети латвийцев являются клиентами сотовых операторов, то легко представить, насколько широк круг потенциальных клиентов.

Ну а саму кашу заварили скандинавские инженеры, придумавшие возможность кодировать картинку или мелодию так, чтобы впоследствии ее можно было переслать в виде сообщения и инсталлировать в персональную трубу. Обычное развлечение с развитием возможностей телефонии превратилось в бизнес. Причем, как признаются сами предприниматели, достаточно выгодный.

В то же время индустрия достаточно молода — не более 4-5 лет. Осенью 2001 года латвийские GSM-операторы предоставили частным компаниям возможность аренды сервисного кода — того самого номера, на который нужно отсылать SMS с указанием номера выбранной услуги. Тогда-то и начался мобильный бум. Существовавшие на тот момент европейские компании не преминули воспользоваться данной возможностью. Первыми в Латвии работу начала тройка — Inpoc, One и DEAC. А впоследствии было создано стандартное предложение для будущих партнеров.

На сегодняшний день их количество выросло примерно до 20. Точное число назвать не могут ни операторы, ни конкуренты — настолько динамичен рынок. Тем более в отрасли мобильных развлечений произошло расслоение — теперь на рынке действуют и посредники, и производители. Различия существуют и по специализации: кому-то основной доход по-прежнему приносят мелодии, игры и заставки, другие переключаются на поддержку интерактивных игр или чатов. Все более популярным становится проведение маркетинговых кампаний. Например, зарегистрировать покупку, за которую вам сулят приз, можно отправив сообщение. Многие предприниматели готовы платить операторам за ежедневную рассылку рекламных предложений абонентам. Согласившиеся на нее также получают выгоду — в виде дополнительных бесплатных минут.

Большие деньги

В бизнес этот приходят по-разному — в основном разработчики интернет-страничек, специалисты в сфере IT и телекоммуникаций. Однако они начинают с нуля. Фирмы же из Европы шагнули на рынок с обширной базой информации и отработанными рекламными схемами. Как и любая сфера, связанная с высокими технологиями, индустрия развлечений требует постоянных инвестиций для обновления объема данных. Потому действующие на рынке фирмы весьма скептически относятся к возможности появления еще одного крупного конкурента — слишком много денег тому придется затратить.

Гунтар Мелушканс, руководитель медиапроектов "118", которым теперь принадлежит портал oto.lv, отмечает: "Иногда появляются недолговечные конторки, которым трудно удержаться на рынке. В нашем деле необходимо отслеживать последние веяния и очень быстро реагировать на них". Правда, не все новейшие европейские проекты в индустрии SMS-развлечений находят отклик в Латвии — слишком мала аудитория и вложения подчас превышают предполагаемую прибыль. Львиную долю доходов приходится реинвестировать, составляя новые предложения.

Нужно делиться

Сама схема работы на первый взгляд несложна — компания, имеющая свою техническую и информативную базу, арендует у операторов код SMS-сервера. В интервью представители LMT пояснили: обеспечивающие связь предприятия предлагают несколько сценариев работы в зависимости от цели коммерсанта. Наиболее популярные — рассылка информации или рекламы, доставка содержания. Клиент отправляет на указанный номер сообщение с кодом, заказ обрабатывается сервером компании и нужная информация высылается на мобильник. Доступна также обработка содержания сообщения оператором, в основном ее используют при интерактивном голосовании.

Помимо фиксированной платы за аренду кода придется поделиться еще и доходами — за доставку каждого информативного сообщения оператор забирает от 30% до 50% его стоимости. А учитывая то, что объем продаж популярного портала может достигать нескольких тысяч сообщений в день, сумма представляется весьма внушительной. И хотя предприниматели не комментируют размер своих доходов, даже по самым скромным подсчетам, оборот отрасли превышает 4-5 миллионов латов в год.

Кто заказывает музыку

Что именно предлагать желающим обновить репертуар своего телефона? Ажиотаж всегда вызывают темы, связанные с появлением новых фильмов в прокате. Абсолютный хит 2004 года — трек из российского боевика "Бумер"."Нам постоянно приходят обновления, одинаковые для всех 7 стран, где есть наши филиалы. Конечно, у нас есть и местные партнеры", — поделился с Мартиньш Гранданс, региональный менеджер агентства INPOC.

Как рассказал Мартиньш Ивиньш, один из латвийских авторов мелодий для телефонов, поначалу было трудно предугадать, что придется по вкусу клиентам. "Мы регулярно прослушиваем рейтинги на радиостанциях, стараемся быстро предлагать новинки". На некоторых сайтах возможно предложить свои идеи, заказать свое фото или полюбившееся изображение. Администраторы фирм отметили: у бизнеса есть заметная сезонность. Перед Рождеством и 14 февраля спрос резко возрастает, лето — период спада. Однако в текущем году доступ в wap получили клиенты OKarte, и на фоне общего роста спроса прибыль была достаточной.

Под сенью закона

На фоне поднятого в последние годы ажиотажа вокруг защиты авторских прав возникает вопрос, как же обстоит дело в "мобильном" секторе. Ситуацию прокомментировал Рейнис Норкарклс, консультант AKKA/LAA: "Сигналы телефонов — это механически воспроизведенные мелодии, большинство их которых защищены авторскими правами. Чтобы получить разрешение на их использование, необходимо заключить договор с AKKA/LAA или другой организацией коллективного управления правами. В данный момент действует 9 таких соглашений". За каждую проданную потребителю мелодию продавцу придется выложить 12% от ее конечной стоимости, но не менее 0,1 евро.

Кстати, многие латвийские музыканты запрещают использовать свои песни. С кем-то приходится решать вопрос о лицензии лично. Что же касается заставок, в большинстве которых используются кадры из фильмов и другие авторские работы, то за их появлением вообще никто не следит: прибалтийская скромная аудитория не представляет особого интереса для правообладателей. Латвийские составители мелодий признались: нарушения особенно не отслеживаются. И хотя Уголовный закон предусматривает наказание за несанкционированное использование чужих работ, на их памяти пойманных пока не было. Другое дело, когда замечен плагиат среди своих: в столь узком кругу, где все знают друг друга по имени и номеру телефона, такое воровство легко отследить.

Взгляд в будущее

Руководитель проектами LMT Индулис Бикше отмечает интересную тенденцию: несмотря на привлекательность отрасли, количество новых коммерсантов в этой сфере не возрастает. Небольшие фирмы стягиваются возле более крупных и влиятельных коммуникационных компаний. Бизнес, начавшийся с распространения модных штучек, превращается в еще одно мультимедийное достижение человека. Предприниматели полагают, что в данный момент все мы участвуем в создании нового СМИ. Через 5-7 лет привычные нам газеты и телевидение будут абсолютно другими, с помощью мобильной связи можно будет обеспечить их интерактивность. Как только сотовые операторы смогут организовать прямую передачу информации с накопителей на телефоны и наоборот, вполне возможно, что информация, фотографии или видео будут пересылаться в СМИ владельцами современных моделей телефонов прямо с места событий.

"Мы считаем себя медиакомпанией, а не технической — ведь мы производим и продаем информацию, — говорит Мартиньш Гранданс. — Именно в этом и есть выгодное отличие от Интернета — ведь люди привыкли оплачивать свои разговоры, а следовательно, любую информацию". Прогноз специалистов таков: доход от данной индустрии в ближайшие годы может возрасти в несколько раз, тем более денежный потенциал у данного медиаканала велик.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: