С 1 июня в "Одноклассниках" запущена тестовая версия музыкального сервиса, сообщили в пресс-службе Mail.ru Group. Сейчас он доступен примерно 10% аудитории, но в течение месяца его смогут использовать все, пояснили в компании. Пока участники сети могут загружать на сайт собственные mp3-файлы, которые будут доступны другим зарегистрированным пользователям. При загрузке файла сеть предупреждает об ответственности за нарушение авторских и смежных прав. Файлы, нарушающие копирайт, будут удаляться по требованию правообладателей, уточнили в Mail.ru Group.
Социальная сеть "Одноклассники" на 100% принадлежит холдингу Mail.ru Group, 29,1% которого контролирует южноафриканская Naspers, 25,4% — New Media and Technology Investment Алишера Усманова, 15,6% — менеджмент и сотрудники, 7,8% — китайская Tencent, 2,2% — остальные миноритарии. Ежемесячная аудитория, по данным TNS Russia за апрель, составляет 18,35 млн человек.
По информации источников, знакомых с планами Mail.ru Group, она также ведет переговоры с правообладателями. "Предварительные договоренности достигнуты со значительной частью рынка, но, чтобы запустить полноценный сервис, необходимо согласие крупнейших звукозаписывающих студий",— рассказал один из собеседников "Ъ". Гендиректор S.B.A./Gala Records, российского представителя EMI Group, Александр Блинов подтвердил переговоры с "Одноклассниками". "Проект кажется нам интересным, хотя никаких подписанных документов на сегодняшний день нет",— уточнил он. Также обстоят дела и с Universal Music, подтвердил источник на рынке звукозаписи. "По сути, сейчас все упирается в два лейбла: Sony и Warner. Нельзя сказать, что они в принципе не готовы участвовать, но, видимо, коммерческие вопросы пока решить не удалось",— добавил он. В компании "Никитин" (российский представитель Warner Music), Universal Music Russia и Sony Music Russia вчера не ответили на запрос "Ъ".
Предполагается, что музыкальный ресурс на "Одноклассниках" будет использовать подписочную бизнес-модель, схожую с той, по которой работает крупный европейский сервис Spotify (переговоры о покупке миноритарного пакета в Spotify ведет фонд DST Global II под управлением основателя Mail.ru Group Юрия Мильнера). Такая модель распространения контента под названием freemium (от слов "free" — "бесплатный" и "premium" — "премиальный") предусматривает, что базовую часть сервиса пользователь получает на бесплатной основе, но может воспользоваться дополнительными платными функциями. Например, пользователи смогут бесплатно слушать фиксированное количество часов музыки в течение недели или месяца, а за плату смогут подписаться на безлимитный доступ к контенту, знает источник "Ъ". Правообладатели, в свою очередь, получат процент от этой платы.
Сервис с легальным контентом может иметь преимущество перед пиратскими сайтами за счет качества файлов и удобства поиска, уверен господин Блинов. "Например, "Яндекс.Музыка", работающий на полностью легальной основе, уже занял достаточно серьезные позиции (месячная аудитория проекта, по данным TNS Russia за апрель, достигла 2,76 млн пользователей.— "Ъ")",— напомнил он. Если предположить, что аудитория сервиса "Одноклассников" будет сопоставима с аудиторией "Яндекс.Музыки", продажи подписок могут составить до $1 млн в год, считает эксперт ИК "Финам" Леонид Делицын. "Но главная проблема — это окончательно договориться со всеми мейджорами, каждый из которых будет настаивать на эксклюзивных условиях",— предупреждает он.
Павел Белавин