Как говорится в сообщении "Национальной спутниковой компании" (бренд "Триколор ТВ"), прием абонентской платы за пользование услугой "Триколор-Интернет" будет осуществляться до 24 февраля 2012 г., после чего прием платежей будет приостановлен. Пользователи, оплатившие доступ к сервису в срок до 23:59 23 февраля 2012 г. по МСК, смогут продолжать пользоваться "Триколор-Интернетом" в течение 30 календарных дней с момента внесения платежа.
Основной причиной приостановки оказания услуги в компании называют ее низкую востребованность у абонентов.
Участники рынка по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. "Решение "Триколор ТВ" было ожидаемым и мы считаем его абсолютно разумным, говорит технический директор проекта "Радуга-Интернет" Денис Дианов. - Предоставление услуг спутникового интернета индивидуальным абонентам – очень специфический бизнес, предполагающий наличие у провайдера соответствующей идеологии, бизнес-моделей и программного обеспечения, способного эту идеологию и модели реализовать на практике. Как показывает опыт, наработка всего необходимого in-house требует значительных ресурсов, и что самое главное – времени. При этом покупка зарубежных решений в данном случае не спасает – модели потребления российских абонентов разительно отличаются от тех, на которые рассчитаны западные продукты. Именно поэтому мы скептически оцениваем перспективы выхода "Триколор ТВ" на рынок VSAT. Ни Hughes, ViaSat, ни другим вендорам производящих решения для массового рынка VSAT, на мой взгляд не приходилось решать задачи по созданию рентабельного бизнеса при среднем ARPU 300-400 руб., да еще в условиях, когда абоненты постоянно стремятся подключить небольшую сеть к модему с безлимитным тарифом."
"Это вторая попытка российского оператора спутникового ТВ "сходить в Интернет", закончившаяся с тем же самым результатом, что и ранее у "НТВ Плюс". По моему мнению, одна из главных ошибок была сделана на самом старте, когда из двух вариантов - либо купить "под ключ" лидера рынка и самого на данный момент передового провайдера одностороннего Интернета, либо сманить оттуда пару голов и самим быстро сделать на коленке был выбран более дешевый, - категоричен генеральный директор VSAT-оператора "Сетьтелеком" (бренд AltegroSk) Сергей Пехтерев. - В результате, то ли головы оказались не те, то ли "коленка" кривая. Но "не пошло", несмотря на то, что для масштабов рынка одностороннего Интернета "Триколор ТВ" - это и финансовый и технологический монстр, и задача ему была, безусловно, по плечу".
Сергей Пехтерев отмечает, что еще один аспект, который не был понят при начальном планировании - это то, что услуга "односторонки" требует на порядок большей по времени и по технической сложности поддержки абонента, чем спутниковое ТВ. И на поддержку не были выделены ни деньги, ни люди. В результате получилась услуга, которую можно подарить, но нельзя продать. Пока была невостребованная под другие проекты емкость в сверхдефицитной точке 36Е, на "интернет-игры" можно было закрыть глаза. Но сейчас "Триколор-ТВ" развивает свой традиционный бизнес и весьма успешно, в тренде HD-каналы и отдать эту емкость под это - очень разумное бизнес-решение", - резимирует глава "Сетьтелекома".
Как уже сообщал ComNews, часть задействованных под "Триколор-Интернет" спутниковых емкостей может быть использована для трансляции зарубежных телеканалов, которые станут доступны абонентам во II квартале 2012 г. Оператор намерен запустить в этом году 25 иностранных телеканалов и 20 телеканалов в формате HDTV.
"Скорее всего, это связано с решением "Триколор ТВ" запустить новые пакеты телеканалов, поскольку услуга спутникового Интернета в том виде, в котором она была реализована, не была достаточно популярной, - соглашается с коллегой из "Сетьтелекома" менеджер по маркетингу и продажам в СНГ европейского спутникового оператора Eutelsat Николай Орлов. - Что же касается возможностей спутникового ШПД вообще, то у Eutelsat эта услуга сегодня реализуется на спутнике KA-SAT в 9 гр. в.д., и успешно конкурирует с наземными проводными сервисами. Однако, покрытие территории России у KA-SAT ограниченное. Существуют планы и по точке 36 в.д. Ведутся консультации с ведущими игроками российского рынка платного спутникового ТВ. Существующий телевизионный диапазон Ku не позволяет организовать необходимый обратный канал связи. Наилучшим решением является использование Ka-диапазона, но его появления придется ждать еще несколько лет".
"Через 5 лет останется небольшой сектор ассиметричного спутникового Интернета, некоторые корпоративные VSAT-сети также будут работать в Ku-диапазоне, но массовый рынок будет принадлежать полноценному двухдиапазонному спутниковому ШПД", - добавляет генеральный директор "Радуга-Интернет Александр Калмыков.
Алексей Рерих, Дарья Лютцау