Объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 года вырос на 25,9%, до 597 млрд руб., подсчитали в PwC. Таким образом, онлайн-продажи составляют только 3,3% от общего объема ритейла. Офлайновые магазины по-прежнему "очень важны" для россиян, совершающих покупки через интернет, подчеркивают аналитики. Так, 80% опрошенных, перед тем как совершить покупку в интернете, выбирали товар в обычном магазине. Впрочем, 70% россиян поступали и наоборот: выбирали товар в интернете, а покупали в офлайне.
Число интернет-покупателей растет за счет регионов. В Москве по итогам года товары в интернете покупали 7,5 млн человек, что на 5% выше уровня 2013 года, а на остальной территории страны — 61,7 млн человек, что на 9% больше, чем в 2013-м. Доля россиян, использующих для покупок в интернете мобильные устройства, выросла с 28% в 2012 году до 46% по итогам 2014 года. Основным инструментом совершения покупок мобильный телефон назвали 18% респондентов. На пользу интернет-ритейлерам пойдет развитие мобильных сайтов, отмечают в PwC: главной причиной отказа от шопинга на смартфоне 53% россиян называют "неудобство в использовании мобильных сайтов". В России этот показатель рекордно высок, в мире лишь 16% респондентов ответили так же.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в топ-10 наиболее популярных российских интернет-магазинов по итогам 2014 года входят Ozon, "Юлмарт", "М.Видео", Wildberries, "Связной", "Эльдорадо", "Ситилинк", DNS, Lamoda и Enter. В марте 2015 года, по данным TNS Russia, в топ наиболее популярных интернет-ресурсов в рунете входил только один онлайн-магазин — AliExpress (входит в китайский холдинг Alibaba). Он находился на десятом месте с ежемесячной аудиторией 18,9 млн человек. Россия занимает второе место в общей аудитории сайта, обеспечивая 9,9% его трафика, свидетельствуют данные SimilarWeb.
Ситуация на рынке пока не позволяет в полной мере развивать интернет-продажи, указывает вице-президент по коммерции "Евросети" Виктор Луканин. "Онлайн-торговля еще на 50% представлена компаниями, торгующими серым товаром, и пока ситуация такова, что разворачивать e-commerce на нездоровом рынке коммерчески бесперспективно, что и демонстрируют сейчас многие онлайн-продавцы, показывая отрицательные финансовые результаты, а некоторые и вовсе сворачивающие или продающие свой бизнес",— считает он. По словам господина Луканина, в "Евросети" доля интернет-продаж не превышает 5% от всего оборота.
В "Связном" доля онлайн-продаж в товарообороте по итогам 2014 года достигла 23%, или 22 млрд руб. В 2015 году она превысит 25%, ожидают в компании. Важный фактор роста — развитие омниканальных продаж, указывает представитель "Связного" Мария Заикина: то есть "возможности для клиента купить товар в любом канале — в магазине, в интернет-центре, через колл-центр, через мобильную версию сайта, и получить его также любым удобным способом — забрать в магазине самостоятельно, заказать доставку курьером".
В "М.Видео" доля онлайн-заказов составляет около 12%, целью является ее наращивание до 25%, рассказал представитель компании Антон Пантелеев. "Одним из драйверов выступает доступ с мобильных устройств. На конец 2014 года с них было около 25% всех заходов и более 12% онлайн-покупок. Показатели стали активно расти после запуска адаптивной версии сайта в сентябре, год назад они были почти вдвое ниже",— уточняет он. Более 55% онлайн-покупок у "М.Видео" приходится на устройства на базе iOS, около 40% — на Android. Средний чек у устройств на базе iOS составляет почти 15 тыс. руб., а у устройств на Android — 11 тыс. руб.
Мария Коломыченко