Задачу превратить цифровую дипломатию в один из инструментов внешней политики перед российским МИДом поставил президент РФ. Выступая на минувшей неделе на совещании послов и постпредов, Владимир Путин призвал дипломатов активнее использовать новые технологии, и в частности так называемую мягкую силу.
По данным "Ъ", этой теме президент уделил особое внимание в закрытой части совещания. Как рассказал "Ъ" один из чиновников, присутствовавших в зале, Владимир Путин подчеркнул, что "недостаточно просто прокукарекать что-то один раз". "Надо вновь и вновь разъяснять наши позиции, на разных платформах и с использованием новых технологий, пока не дойдет",— пересказал слова главы государства собеседник "Ъ".
Это заявление особо порадовало тех сотрудников министерства, которые уже давно освоили Twitter и с тех пор пытаются (не всегда, правда, успешно) убедить коллег последовать их примеру. "Локомотивами" в этой сфере считаются замминистра Геннадий Гатилов и посол в Великобритании Александр Яковенко. "До выступления Владимира Путина скептики говорили, что цифровая дипломатия — это лишь дань конъюнктуре (при увлекающемся IT-технологиями Дмитрии Медведеве.— "Ъ"),— рассказал "Ъ" источник в МИД РФ.— Однако президент Путин ясно сказал: одними только традиционными методами уже не обойтись. Осваивать новые методы необходимо в любом случае".
На днях французское агентство AFP опубликовало первый в мире рейтинг эффективности государств в сфере цифровой дипломатии — использовании интернета для продвижения внешнеполитических взглядов и влияния на общественное мнение. Учитывалась активность дипведомств в интернете (прежде всего в соцсетях), количество подписчиков на их аккаунты и цитируемость. На первом месте из 146 оказались США. На многочисленные аккаунты и блоги Госдепа подписано почти 44 млн человек. В первой десятке оказались также Турция, Саудовская Аравия, Великобритания, Япония и Индия.
Россия заняла 14-е место. Блоги российских дипломатов (в рейтинге учитывались и аккаунты первых лиц государства) читает около 2,6 млн человек. В принципе это неплохой показатель, учитывая, что в МИД РФ, в отличие от Госдепа и дипведомств ряда других стран, нет специального департамента, который занимался бы исключительно цифровой дипломатией, и соответствующих отделов при посольствах.
"Ъ" выяснил, как МИД собирается улучшать свои позиции в этом рейтинге и выполнять поручение президента по применению "мягкой силы". На минувшей неделе был запущен первый официальный канал ведомства в YouTube. Скоро страница министерства появится и в Facebook, к концу года будет обновлен сайт. Основное же внимание планируется уделить расширению присутствия российских дипломатов в Twitter. Для этого по всем посольствам уже рассылают соответствующие инструкции, а при Дипакадемии ввели специальные курсы. Сейчас у российского МИДа чуть более 40 аккаунтов в Twitter. Далеко не все из них, впрочем, регулярно обновляются — в некоторых висит лишь приветственное сообщение. Проблемы есть и с комментариями: из-за наплыва троллей в YouTube эту опцию пришлось отключить.
И хотя, по оценкам экспертов, догнать США в области цифровой дипломатии российскому МИДу в обозримом будущем вряд ли удастся, улучшить образ РФ за рубежом вполне реально. "Главное при этом — не врать, не пытаться приукрашивать имеющиеся проблемы и обходить острые углы",— заявил "Ъ" интернет-гуру Михаил Якушев, директор по связям с госорганами и вице-президент Mail.ru Group.— Люди ценят честность и открытость, тем более когда с ними говорят представители такого закрытого ведомства, как внешнеполитическое".
Елена Черненко