РСП Никиты Михалкова начал судиться с компьютерными магазинами

Многие крупные импортеры электроники уже охвачены однопроцентным сбором. Теперь очередь дошла до компаний поменьше.

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) предъявил иски ряду компаний, продающих или импортирующих компьютерную технику. Так, в Арбитражный суд Московской области подан иск против сети компьютерных магазинов «Ф-Центр». Многие ведущие производители электроники уже уплачивают РСП 1% от стоимости ввозимых в Россию техники с возможностью записи, а также носителей информации. Теперь очередь дошла и до «второго эшелона», объясняют ситуацию эксперты.

В 2010 году правительство России приняло постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Оно определило порядок взимания предусмотренного в Гражданском кодексе сбора. Считается, что свободное копирование музыки и видео пользователями уменьшает доходы правообладателей. Для компенсации этих убытков РСП (президент совета этой организации — Никита Михалков) получил право взимать в пользу правообладателей 1% таможенной стоимости многих видов техники (компьютеры, видеомагнитофоны, мобильные телефоны, фотоаппараты и проч.) и носителей (флешки, жесткие диски и др.).

— В первые годы своей деятельности РСП смог охватить в основном только крупные бренды-производители, — рассказывает представитель российской Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. — Ряд других компаний всё это время сбор не выплачивали.

Производители техники не комментируют свои отношения с РСП. По данным сайта союза, эта организация заключила договоры с Samsung, Sony, JVC, Casio, Canon, Nikon и рядом других фирм. Nokia пыталась оспорить необходимость платежей в Конституционном суде России, но неудачно.

В конце апреля нынешнего года РСП подал исковые заявления в Арбитражный суд Московской области на компании ООО «Витана» и ООО «Фриг». Это небольшие импортеры техники, в том числе с возможностью записи аудио и видео. Также подан иск против «Ф-Центра» — по данным сайта компании, в эту сеть входят пять магазинов.

Российский союз правообладателей не предоставил комментария о мотивах выбора ответчиков. Источник, близкий к РСП, пояснил, что «Витану» и «Фриг» неоднократно просили заключить договор и начать выплаты. Но компании отказались это делать.

Надо сказать, что крупнейшие российские сети магазинов электроники, как правило, не импортируют технику самостоятельно.

— «Евросеть» покупает весь товар на внутреннем рынке. Вся закупаемая продукция соответствует российскому законодательству, — сообщила «Известиям» PR-директор компании Ульяна Смольская.

По словам руководителя управления по связям с общественностью «М.Видео» Антона Пантелеева, эта компания также не является импортером.

— Сейчас, насколько я знаю, союз стал работать с дистрибуторами среднего уровня, — говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — И далее будет дожимать всех, до кого сможет дотянуться.

Юристы «Ф-Центра» не прокомментировали ситуацию. Источник в компании «Фриг» отозвался об иске РСП кратко: «Пусть подают».

— Система сегодня работает крайне выборочно. Кто-то из компаний платит, а кто-то — нет. Тем самым создаются неравные конкурентные условия на рынке бытовой аудио- и видеовоспроизводящей аппаратуры, — считает Антон Гуськов. — Причина в том, что правовая основа сбора нечетко определена законодательством. Мы считаем, что либо должны платить все, либо все — не платить. Возможно, есть смысл придать сбору статус федерального налога, тогда всем игрокам рынка будет ясно, сколько отчислять и куда идут деньги.

Представители РСП сообщали, что в России около 4 тыс. компаний — импортеров техники, подпадающих под «налог на болванки». Объем ввоза оборудования, с которого надо взимать сбор, они оценивали в 300 млрд рублей. По информации СМИ, в 2011 году союзу удалось получить 683 млн рублей.

15% собранных средств РСП оставляет себе. Прочее отдает правообладателям — авторам музыки и фильмов (40% из оставшихся 85%), исполнителям (30%), изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений (30%).

Станислав Чуруткин, Мария Амирджанян

Тематики: Рынок ПК, Регулирование

Ключевые слова: торговые сети, авторское право