Если положения, регулирующие оказание дистанционной медицинской помощи, не войдут в законопроект о телемедицине, это не «только лишит возможности повысить оперативность и качество оказания помощи, особенно для пациентов с хроническими заболеваниями или ограничениями возможностей здоровья, а также проживающих на труднодоступных территориях, но и приведет к отставанию развития отрасли в целом», говорится в письме РАЭК и ФРИИ Вячеславу Володину.
Проект Минздрава, ранее принятый в первом чтении, предусматривает возможность консультаций и консилиумов «с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента», указывают в РАЭК. Но законодательство не устанавливает определение таких понятий, как «консультации пациента» и «мониторинг состояния здоровья пациента». Это порождает правовую неопределенность относительно конечного результата консультации и возможностей врача, сетуют в РАЭК. В ассоциации пришли к выводу, что пациентам дистанционно будет по-прежнему оказываться лишь «консультационная», а не медицинская помощь,— именно такая практика принята и сейчас, в условиях отсутствия регулирования.
«Необходимо применить рамочный подход: принципиально на уровне закона разрешить телемедицину при оказании любых медицинских услуг в любых ситуациях, но определение конкретных разрешенных случаев, порядков лечения и заболеваний перенести на Минздрав как центр отраслевой экспертизы и регулятора»,— уверен замдиректора ФРИИ по правовым вопросам и инициативам Искендер Нурбеков. К 2020 году уже более 7 млн пациентов против 350 тыс. в 2013 году станут «дистанционными» и будут лечиться с использованием телемедицинских платформ, приводит оценки экспертов руководитель РАЭК Сергей Плуготаренко. По его мнению, если правовой вакуум для дистанционного лечения в России сохранится, а рынок останется в серой зоне, это «неизбежно приведет к оттоку российских пациентов к зарубежным врачам и к потере нашей страной значительных капиталов и предпринимательского потенциала». Есть риск, что произойдет откат от согласованных позиций IT-отрасли и врачебного сообщества, согласен источник “Ъ” в Госдуме. «Это нисколько не коррелирует с задачей построения цифровой экономики»,— констатирует он.
В «Яндексе» поддерживают тезисы письма РАЭК. «Яндекс.Здоровье» и другие похожие сервисы сейчас оказывают только информационные услуги именно из-за отсутствия законодательной базы для дистанционной медицинской помощи, отмечает руководитель «Яндекс.Здоровья» Григорий Бакунов. «При этом уже сейчас и пациенты, и врачи, осознавая всю полноту своей ответственности, в ряде случаев готовы дистанционно делать больше, в том числе даже назначать и корректировать лечение и ставить диагнозы. Такие возможности в проекте ФЗ необходимо зафиксировать, а детально отрегулировать этот вопрос на уровне подзаконных актов Минздрава с экспертами и практикующими врачами»,— считает он.
Комментировать письмо РАЭК и ФРИИ в Минздраве вчера отказались. Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова в мае заявляла, что переход на телемедицину не может быть «одномоментным». Среди приоритетов для министерства, на которые в первую очередь и направлен законопроект, она выделяла объединение баз отдельных медицинских организаций в единую сетевую структуру, а также создание к 2019 году связи между учреждениями разного уровня для получения в них дистанционных консультаций.
Роман Рожков