Экспериментальная система документооборота между госкомпаниями на основе технологии blockchain будет запущена для использования в первом квартале 2017 года, рассказал РБК зампред правления Сбербанка Вадим Кулик. Система Digital Ecosystem позволяет ее участникам обмениваться данными с использованием технологии blockchain. Использовать Digital Ecosystem на первом этапе помимо крупнейшего российского банка будут ФАС, «Аэрофлот», ОАК, «Русский уголь» и «ФортеИнвест». Позднее планируется присоединение новых партнеров.
«Это позволит ускорить процесс обмена информацией между участниками», — пояснил Кулик.
Этот проект обсуждался в рамках рабочей группы Банка России по blockchain, рассказал РБК заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. «Сейчас это пилотный проект, мы проходим первую его стадию — определение блоков и схемы взаимодействия, выделение необходимых программно-технических средств», — сказал он, отметив, что в связи с реализацией проекта, возможно, скоро потребуются нормативные изменения.
В ФАС рассчитывают, что в первом квартале года система Digital Ecosystem полноценно заработает, а к концу года число участников увеличится. «Это резко сократит затраты человеческих ресурсов, позволит избежать дублирования информации, перейти к совершенно новому способу подтверждения подлинности документов», — пояснил Цариковский. Кроме того, указал он, электронный документооборот на основе blockchain ускорит сроки ответов при общении с юрлицами, повысит открытость при передаче информации.
Гендиректор компании «Русский уголь» Билан Ужахов заявил РБК, что считает систему Digital Ecosystem эффективной и функциональной. «Наша компания занималась в проекте отладкой процедур создания и развертывания узлов сети blockchain и установки платформенного программного обеспечения», — сообщил он.
В «Аэрофлоте», ОАК и «ФортеИнвесте» не ответили на запрос РБК.
Сейчас существует несколько способов документооборота между разными организациями — от простого обмена письмами по электронной почте до облачных систем, которые предлагают различные провайдеры, отметил директор по информационным технологиям банка «ФК Открытие» Кирилл Меньшов. Этот банк активно разрабатывает собственные финансовые проекты на базе blockchain, является одним из участников консорциума по изучению blockchain, созданного в 2016 году ЦБ.
По словам Меньшова, не все способы одинаково удобны. Например, при пересылке документов по электронной почте все равно необходимо дублирование на бумажном носителе информации, который имеет юридическую силу. «В случае электронного документооборота между двумя участниками им приходится отдельно договариваться друг с другом о формате взаимодействия, виде электронной цифровой подписи, способе шифрования. Если у вас много контрагентов, то это существенно усложняет работу», — пояснил он.
Государственные организации и ведомства используют для обмена информацией специальную систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяет им обмениваться информацией в электронном виде. Сеть выстроена на основе защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных оператора — «Ростелекома».
«Есть предложения подключить к ней также частные организации для обмена между собой, но до массового использования еще далеко», — рассказал Меньшов.
Среди самых известных систем электронного документооборота с использованием облачных технологий — сеть деловых коммуникаций СБИС (среди ее участников — «Ростелеком» и сеть фастфудов Burger King) и сеть «Диадок», основанная екатеринбургской компанией «СКБ Контур». По мнению экспертов, с которыми беседовал РБК, их главные недостатки — ограниченный круг участников и централизованное хранение информации у единого провайдера.
«В Digital Ecosystem база данных хранится не у одного провайдера, а у всех партнеров. Таким образом достигается высокий уровень доверия к системе и их максимальная защищенность», — говорит Ужахов. По его мнению, это особенно важно, учитывая, что участником проекта является ФАС. «Сейчас очень важно повышать уровень доверия между бизнесом и государством», — отметил бизнесмен.
В Digital Ecosystem документы можно передавать и хранить в зашифрованном виде и использовать электронную подпись. «Участники обмениваются документами в рамках установленных правил, как это, например, происходит в интернет-сообществах. Чтобы подключиться к ним, также нужно принять определенные правила», — пояснил Меньшов. Он добавил, что число участников такой системы электронного документооборота может быть неограниченным, поскольку оно не зависит от мощности серверов провайдера.
Заместитель генерального директора компании SAP СНГ Андрей Шарак полагает, что использование систем документооборота на основе blockchain — это следующий этап развития после облачных систем. «Думаю, что через 10–15 лет большинство систем обмена информацией, включая системы делового документооборота, будет основано на технологии blockсhain», — говорит Шарак.
Собеседник РБК в одном из крупнейших российских банков предположил, что проект крайне привлекателен для крупных компаний, которым важно оперативное взаимодействие с госорганами, в том числе своевременное предоставление им той или иной информации. «Существующий сегодня бумажный документооборот при взаимодействии с ФАС России неэффективен, и мы хотели бы от него отказаться», — признает вице-президент Сбербанка Теймур Штернлиб. По его словам, на базе платформы Digital Ecosystem банк рассчитывает наладить электронный документооборот и с другими госорганами. «Поэтому данный проект носит для нас крайне важный характер», — говорит банкир.
Использование Digital Ecosystem, полагают участники проекта, увеличит скорость и точность обработки информации, снизит правовые риски.
Впрочем, предупреждает Меньшов, даже при использовании blockchain сохраняется вероятность, что документ будет потерян и не дойдет до адресата. «Потребуется интеграция внутренней системы [компании-участника] и шлюза blockсhain. Нельзя исключать и «человеческий фактор», например, когда сотрудник пропустил важное сообщение или потерял документ», — поясняет эксперт.
По словам источника РБК, знакомого с деталями проекта Digital Ecosystem, он практически не потребовал дополнительных инвестиций, поскольку использовалось существующее программное обеспечение. «Зарабатывать на нем пока не планируется. Это будет открытый протокол, к которому смогут бесплатно подключаться все желающие», — добавил он.
Эксперты затруднились оценить расходы участников Digital Ecosystem, однако в целом использование blockchain обычно позволяет снизить затраты. «Технология blockchain, которую банки, например, используют для обмена платежами, действительно позволяет снизить расходы, но в этом случае не предполагается обмен и хранение больших массивов данных», — указывает Меньшов.
Андрей Шарак поясняет, что затраты при использовании системы blockchain могут быть ниже, чем при централизованном хранении данных. «В последнем случае вам необходимо помимо основного data-центра строить еще резервные. Это дорого даже для крупной компании», — указывает он. «Затраты на хранение данных, на их процессорную обработку для участников системы с blockchain могут быть максимально снижены, поскольку информация распределяется по всем партнерам», — считает эксперт. При этом, по его словам, чем больше участников системы, тем менее затратен для них документооборот с использованием blockchain.
Марина Божко, Альберт Кошкаров