На днях холдинг "Связьинвест", владеющий контрольным пакетом СЗТ, утвердил бюджет компании на 2008 год. Согласно этому документу, инвестиции предприятия в следующем году составят 15 млрд рублей, из которых в Петербурге будет потрачено около $300 млн. Столько денег за один год на петербургском рынке еще не тратил ни один оператор связи. Для примера: совокупные инвестиции в транспортную сеть "Петерстара" с момента создания компании в 1992 году составили около $170 млн. А запланированные вложения одного из крупнейших операторов страны, "Голден телекома", в национальный бизнес до 2010 года составляют около $1 млрд, что на фоне планов СЗТ уже не кажется столь внушительным.
Львиную долю запланированных инвестиций (около 6,5 млрд рублей) СЗТ собирается потратить на цифровизацию своей сети. Согласно приказу Мининформсвязи, к 2010 году уровень цифровизации межрегиональных компаний (МРК) "Связьинвеста" должен составить 100%. Сейчас этот показатель равен 57%. Как пояснили Ъ в "Связьинвесте", МРК не станут менять аналоговые АТС на цифровые, а сразу же начнут строить NGN-сети (Next Generation Network), которые позволяют предоставлять абонентам весь спектр телекоммуникационных услуг -- от телефонии до IPTV. В частности, переход к NGN-сети подразумевает и замену существующей "последней мили" с медной на волоконно-оптическую. Выполнив намеченную инвестпрограмму, СЗТ сможет убить сразу двух зайцев: довести уровень цифровизации до 100% и заметно упрочить свои рыночные позиции за счет полного обновления существующей сети.
"Инвестиции в развитие нерегулируемых услуг -- это безусловный позитив для компании, а столь масштабный объем вложений не просто усилит ее позиции в Петербурге, но и закрепит за СЗТ лидерство во всех сегментах телекоммуникационного рынка: и в секторе корпоративного обслуживания, и на рынке передачи данных как для населения, так и для коммерческих структур", -- считает аналитик инвестбанка "КИТ финанс" Полина Ефимовых. Впрочем, уже сейчас СЗТ вполне можно назвать крупнейшим оператором региона в сегменте нерегулируемых, или рыночных, услуг. Доля таких сервисов в выручке компании по итогам 2007 года составит 12%, или около $140 млн. Это больше, чем выручка "Петерстара" (около $117 млн) и всего регионального офиса "Голден телекома" ($137 млн).
Впрочем, пока альтернативные операторы не опасаются активности СЗТ. "Думаю, что СЗТ будет нацелен в первую очередь на сегмент физлиц. Для нас же ключевой сектор -- это бизнес-пользователи, на которых мы и будем ориентироваться в будущем", -- говорит глава "Петерстара" Илья Кравчук. Впрочем, аналитики не исключают, что для возврата своих инвестиций СЗТ вполне может приступить к активной экспансии и в сегменте юрлиц. "Конкуренция возрастет во всех секторах. СЗТ придется идти в сегмент бизнес-телефонии, чтобы окупить свои затраты. Главное, чтобы менеджмент нашел золотую середину между крупными инвестпроектами и долговой нагрузкой, которая в настоящий момент у СЗТ самая низкая среди МРК 'Связьинвеста'", -- говорит гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин. Отметим, что оператор уже проявил свою активность в сегменте бизнес-пользователей, снизив в декабре цены на доступ в Интернет по технологии ADSL для юрлиц практически в два раза.
Борис Горлин