Сеть салонов «Техносвязь» стартовала в Петербурге около четырех лет назад. В 2004 году компания решила изменить свой фирменный стиль, проведя ребрендинг. Разработку идеи поручили креативному агентству Gradi (см. выпуск новостей от 19 апреля 2005 г.), но начатой программе ребрендинга так и не суждено было сбыться. В июне 2005 года сеть центров мобильной электроники «Цифроград» объявила о подписании договора франчайзинга с сетью «Техносвязь» в рамках своего выхода на петербургский рынок (см. выпуск новостей от 9 июня 2006 г.). Было известно, что в случае заключения договора с «Цифроградом» кроме права использования бренда партнер получал особенные технологии продаж, рекламную поддержку, обучение персонала. Все салоны «Техносвязь» перешли под бренд «Цифроград» наряду с сетями «KS Group» и «Телеком Поинт». При этом к началу июня 2005 года в сети «Техносвязи» значилось более 50 салонов. На тот период компания стабильно входила в первую десятку игроков, занимая шестое или седьмое места по количеству подключений к операторам связи.
Напомним, что сеть «Цифроград», которую с 2003 года начал развивать московский импортер сотовых телефонов - компания по продаже телекоммуникационного оборудования «Северен», в июле 2005 года пришла в Северную столицу, продав франшизу местным компаниям «Техносвязь», «Телеком Поинт» и «KS Group». «Цифроград» – это одна из крупнейших дилерских сетей России, которая развивает свой бизнес в основном по франчайзинговой схеме. Как было сказано выше, компания появилась в Петербурге летом 2005 года. На момент заключения договора с «Техносвязью» под брендом «Цифроград» работало 350 салонов в более чем 80 городах России.
Северо-Западный филиал компании «Евросеть» существует с сентября 2002 года. На настоящий момент «Евросеть» включает в себя 284 салона мобильной связи по всему Северо-Западу, из них 161 магазин находится в Петербурге.
В конце весны и начале лета этого года семь салонов, принадлежавших компании «Техносвязь», отошли к Северо-Западному филиалу «Евросеть» на условиях переуступки права аренды. Купленные лидером рынка салоны располагаются в основном в Новгородской области: три магазина находятся непосредственно в Новгороде, два - в Боровичах, один - в Волхове - и один салон находится в Петербурге в ТК «Купеческий Двор». «На данный момент все салоны, кроме одного (в Новгороде) работают под вывеской «Евросеть», последний салон будет в ближайшее время оформлен в соответствии с корпоративными стандартами компании «Евросеть», - сообщила специалист по связям с общественностью северо-западного филиала компании «Евросеть» Ирина Хабчик. При этом по некоторым данным в других регионах Северо-Запада у «Техносвязи» еще осталось 10-15 салонов.
Что касается Великого Новгорода, по показателям подключений и количеству салонов здесь «Евросеть» и без покупки новых салонов является лидером. Это признают и другие участники новгородского рынка. Вообще в Великом Новгороде сейчас работают практически все известные бренды. «По нашим данным в настоящее время местный рынок фактически поделен между следующими сетями: «Евросеть», «Связной», «Цифроград» и местной компанией «Диез». Все компании обладают практически паритетными долями на рынке», - комментирует ситуацию в Великом Новгороде руководитель службы по связям с общественностью Группы компаний Dixis Татьяна Москалева. По данным «Евросети», в Великом Новгороде также работают и такие компании, как «Диксис», «Мобильный телефон», «Алло», «Сплав», и две местные сети «Музитон» и «Мобител».
В самой «Техносвязи» не стали детально комментировать ситуацию с продажей салонов, зато представитель компании сообщил, что «Техносвязь» планирует расширяться на восток России. «С осени начнется активная реклама новой политики компании, которая включает в себя уход от исключительно сотового направления. Мы вместе с крупным сильным партнером – московским концерном - будем заниматься ИТ-технологиями в целом», - говорит помощник генерального директора «Техносвязь» Юрий Гаси. Конкретное наименование московского партнера не уточняется.
Тем не менее некоторые представители данного бизнеса шаги «Техносвязи» трактуют иначе. «В настоящее время на рынке повсеместно все большую силу набирают процессы консолидации. Крупные сети усиливают свои позиции, постепенно поглощая мелких игроков. Последние вынуждены либо уйти с рынка, либо заключить франчайзинговое соглашение с крупной федеральной сетью. Именно с этими процессами связан постепенный уход «Техносвязи» с рынка», - поясняет Татьяна Москалева.
Отметим, что покупка семи салонов – далеко не первое и, очевидно, не последнее приобретение «Евросети» на Северо-Западе. Так, в сентябре 2005 года этот дилер купил 5 салонов сети «МобилКом» в Мурманской области, а в апреле 2006 года стало известно о завершении компанией «Евросеть» сделки по приобретению большей части салона сети «Телеком Поинт», ранее работавшей под брендом компании «Цифроград» (см. выпуск новостей от 7 апреля 2006 г.). Тогда «Евросеть» приобрела 21 салон, условия сделки - переуступка прав аренды (так же, как и в случае с «Техносвязью»). Большинство приобретенных салонов «Телеком Поинт» находились в хороших и стратегически важных для продаж местах – торговых комплексах «Адамант». «Мы ни в коем случае не остановимся на достигнутом и будем дальше увеличивать количество салонов», - обещает Ирина Хабчик. Похоже, этому следует верить. Не так давно стало известно и о значительно более серьезной покупке, чем несколько салонов на Кольском полуострове или в Новгородской области: по неофициальной пока информации «Евросеть» приобрела второго по основным показателям петербургского игрока сеть «Ультра». И хотя представители обеих компаний от комментариев отказываются, очевидно, что о сделке скоро будет объявлено официально.
При этом заметна и другая тенденция, которую, однако, участники рынка оценивают неоднозначно: ряд приобретенных «Евросетью» в последнее время салонов работал под торговой маркой «Цифроград». Разумеется, представители «Евросети» не акцентируют на этой ситуации внимание. Но, по мнению, например, руководителя пресс-службы группы компаний Divizion Очира Манджикова, здесь имеет место своеобразное наступление лидера рынка на конкурента. «Иногда проще и дешевле купить другую сеть, чем конкурировать с ней. «Евросеть» планомерно сокращает долю «Цифрограда» в Северо-Западном регионе. Видимо, франчайзинговые партнеры «Цифрограда» безуспешно стараются продаться этой сети и поэтому в дальнейшем передают свой бизнес другим федеральным сетям. Однако непонятно, зачем «Евросеть» покупает салоны, которые зачастую соседствуют с уже имеющимися салонами этой компании», - высказывает свое мнение г-н Манджиков.
Но, как отмечают другие игроки рынка, возможно, что «происки» «Евросети» здесь совершенно ни при чем: например, в июне прошлого года из франчайзинговой программы «Цифрограда» вышла компания ООО «Самара GSM» (она имела на тот момент 46 салонов в Самаре), а в декабре того же года похожая ситуация случилась с пермской сетью салонов связи «Мир техники» – причем этот дилер перешел во франчайзинговую программу Divizion. Скорее всего, случаи с продажами салонов и переходом компаний из-под крыла одной франчайзинговой сети в другую – результат обычных ротационных процессов, когда игроки рынка избавляются от ставших ненужными активов или оптимизируют свои бизнес-процессы.