При финансовой и технической поддержке Благотворительного фонда «Система» в Русском музее открылся мультимедийный центр, аналогов которому нет в России.
На восьмиметровом экране оператор при помощи touch-панели может крупным планом продемонстрировать зрителям любой элемент картины, вплоть до отдельного мазка кисти. Для хранения картин в таком высоком качестве используется специальная пирамидальная многоуровневая схема, в которой картина разбивается на тысячи отдельных сегментов. Система управления позволяет также получать информацию о любом произведении из музейного собрания, увеличить или уменьшить изображение, повернуть, сравнить изображения, поместив их рядом на экране.
В планах музея и АФК «Система» – создание на базе мультимедийного центра телестудии, где будет создаваться контент с использованием элементов виртуальной реальности для трансляции в Интернете.
При поддержке «Системы» создана сеть виртуальных филиалов «Русского музея», 65 – в России, 30 – за рубежом. Посетители виртуального филиала могут совершать экскурсии по дворцам музея, смотреть его экспонаты и исторические материалы.
Функции экскурсовода в «Русском музее» в будущем будут осуществляться с помощью технологии «дополненная реальность». Специальная программа определяет известные ей объекты изображения (по специальным маркерам, общему виду или географическим координатам) и выдает на экран устройства дополнительную информацию, заранее вложенную в нее по каждому из объектов. Благодаря сервису «дополненной реальности» посетители Русского музея смогут получить всю информацию о выставленных шедеврах, просто наведя объектив смартфона на картину. Гости виртуальных филиалов и пользователи Интернета смогут получать дополнительную информацию об экспонатах в виде аудиороликов, фильмов, статей, ссылок и картинок на экране компьютера.
Эксперт ЦИРП Михаил Хартман: «Виртуальные технологии помогают музеям вернуть посетителям ощущение реальности истории. Историческая память – самое важное, что превращает народонаселение в нацию. Совместный проект «Системы» и «Русского музея» должен стать поводом для государства обратить внимание на состояние музейного дела и потратить деньги, чтобы вернуть в музеи молодежь, которая «Вторую мировую уже немного путает с Троянской».