В России в последнее время закрылось несколько авторизованных сервисных центров Apple, узнали «Известия». Например, больше не работает АСЦ MacLabs в Москве. На официальном сайте компании указано, что устройства больше не принимаются на обслуживание, а вся сданная техника будет выдана владельцам.
Закрылся и офис компании B2X в Санкт-Петербурге. Еще один московский сервис — «Бробролаб» — на своем официальном сайте объявил кампанию по сбору средств на продолжение деятельности. Основатель и гендиректор компании Дмитрий Кирьянов записал почти часовое видео для клиентов, где раскрыл финансовые показатели компании и заявил, что для продолжения работы ей необходимо за три месяца собрать 6 млн рублей.
По словам Кирьянова, проблемы стали прямым следствием девятого и десятого пакетов санкций ЕС против России.
— 3 марта в Россию перестали поставляться компьютерные детали и детали для планшетов. Это ударило в первую очередь по ремонту iPad и MacBook. А порядка 40% обращений в «Бробролаб» — это ремонт компьютерной техники — гарантийные и негарантийные случаи, — рассказал директор компании.
Кроме того, из-за прекращения официальных поставок продукции Apple в Россию поток клиентов АСЦ в 2022 году снизился в два раза и продолжает снижаться в 2023-м, констатировал Дмитрий Кирьянов.
По словам бизнесмена, средний операционный убыток компании в 2022 году из-за сокращения числа клиентов составил 300 тыс. рублей в месяц, а после прекращения поставок деталей и запчастей увеличился до 1,1 млн в месяц.
Пока компания собрала 1,8 млн рублей из шести необходимых и рискует закрыться.
— Мы по-прежнему являемся АСЦ компании Apple, однако для продолжения работы команды нам необходимо собрать 6 млн рублей, — констатировали в пресс-службе компании в ответ на обращение «Известий».
«Известия» также направили запросы в MacLabs и B2X, попросив прояснить причины закрытия сервисов.
По словам собеседника издания, близкого к одному из IТ-дистрибьюторов, в ближайшее время могут закрыться и другие АСЦ Apple, которые не относятся к крупным компаниям или сетевым ритейлерам, таким как Re:Store или «М.Видео». Он напомнил, что сейчас Apple не поставляет запчасти и комплектующие в Россию напрямую, а распределяет их по АСЦ через компанию, расположенную в одной из прибалтийских стран. Это серьезно увеличивает, во-первых, сроки гарантийного ремонта, во-вторых — стоимость постгарантийного обслуживания.
— Процесс закрытия авторизованных сервисных центров логичный и неудивительный. Существенная часть ремонтов и обращений перенеслась в серую зону. Ситуация с запчастями также нестабильна, — объяснил главный редактор iPhones.ru Никита Горяинов.
В таких условиях тем АСЦ, которые не имеют других серьезных денежных потоков, неизбежно приходится сворачивать часть деятельности и ужиматься, добавил он.
— Невозможно работать по старым принципам и без изменений, когда сама компания-производитель свернула деятельность в стране. Аббревиатура АСЦ теперь носит исключительно эмоциональный груз — задает уровень ожиданий от обслуживания, но не более, — отметил Никита Горяинов.
Можно ожидать, что до конца года закроется еще ряд компаний, а другие АСЦ будут вынуждены переформатировать свою деятельность. Например, тот же «Бробролаб» в дополнение к услугам сервисного обслуживания уже стал торговать новой техникой Apple, сказал эксперт.
— Еще одна причина заключается в том, что парк техники Apple в России, остающейся на официальной гарантии производителя, стремительно уменьшается и через восемь месяцев иссякнет до штучных единиц, покрытых Apple Care+, — сообщил Никита Горяинов.
В технической поддержке Apple «Известиям» сообщили, что расширенная гарантия Apple Care+ в России по-прежнему работает, однако только для определенных устройств, в частности iPhone и Apple Watch. На Mac и iPad эти условия не распространяются, сообщил представитель компании.
Что касается устройств, купленных пользователями у ритейлеров в рамках параллельного импорта, то проблем с их ремонтом возникнуть не должно, заверили «Известия» участники рынка.
— Уровень и качество сервисной и гарантийной поддержки зависят от продавца и дистрибьютора, ответственного за ввоз конкретной партии товара, а также от уровня компетенций, опыта и наработок сервисных центров, с которыми у поставщика заключены договоры, — пояснила ведущий продакт-менеджер компании diHouse Любовь Морозова.
Дистрибьютор взял на себя обязательства вендора по гарантийной поддержке устройств, заключил договоры с рядом наиболее профессиональных АСЦ, что избавляет от проблем с сервисом и гарантийной поддержкой партнеров компании и конечного покупателя, отметила она.
— «М.Видео-Эльдорадо» взяло на себя дополнительные обязательства и обеспечивает годовую гарантию на технику Apple с возможностью продлить обслуживание на срок до пяти лет с помощью страховых полисов. Масштабная розничная сеть позволяет принимать технику по гарантийным случаям в любом магазине сети независимо от места покупки — клиенту достаточно иметь при себе паспорт и чек, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».
В «Ситилинке» и Re:Store на соответствующий запрос «Известий» не ответили.
По словам собеседника издания, близкого к одному из крупных ритейлеров, в рамках параллельного импорта проблем с запчастями для техники Apple не наблюдается. По сути, поменялся только заказчик услуг: если раньше ремонт компенсировала компания Apple, то теперь магазины вынуждены тратить на ремонт устройств собственные средства, закладывая эти расходы в стоимость гаджетов.
Иван Черноусов