«Билайн» теряет деньги

Результаты деятельности компании «ВымпелКом» были, как и в прошлом году, представлены с помощью телемоста – генеральный директор Vimpelcom Ltd Александр Изосимов общался с российской прессой по видеосвязи. Видимо, в силу того, что компания теперь откровенно международная (о чем всем должна напоминать сделка с Wind Telecom), операционные результаты по всей группе компаний за 2010 год были номинированы исключительно в американской валюте. Хотя тарифы у компании в России все уже давно рублевые. Для сравнения с результатами «МегаФона», который отчитался в начале марта, нам пришлось переводить все в рубли по среднегодовому курсу в 30 руб. за доллар.

Общие результаты Vimpelcom не то чтобы сильно выдающиеся. Операционная выручка всей группы компаний составила 315 млрд руб. (рост за год – на  20,8 %). Для сравнения, аналогичный показатель «МегаФон» (в обоих случаях учитываются все дочерние компании) – 215 млрд руб.  и рост на 18,5 %. Такая разница вполне очевидна – «ВымпелКом» присутствует во многих странах мира, да и давно поглотил  бизнес «Голден Телекома», а результаты «МегаФона» с «Синтеррой» выглядят куда как скромнее: это компании разной бизнес-категории.

Но рентабельность практически одинакова – 46,9 %  в 2010 году у Vimpelcom против 49,1 % годом раньше и 45,4 %, а также 48,5 % у  «МегаФона»: тенденция к снижению одинакова, причем в обоих случаях чуть больше чем на 3 %. Еще один интересный показатель –  это капитальные затраты. Если внимательно посмотреть на презентацию г-на Изосимова, то в разделе «технологии» можно черным  по белому заметить тезис «активное строительство сети 3G».

При этом капитальные вложения у компаний несоизмеримы. В России в 2010 году Vimpelcom потратил «всего» 47,6 млрд руб. (всего по всей группе – 66,7 млрд руб.) против 67,2 млрд руб. у компании «МегаФон». Причем для «ВымпелКома» это настоящий  рывок – рост на 149,1 % (173 % по всей группе компаний) говорит о слишком большей череде системных ошибок, которые оператор  пока не в силах исправить.

Во многом благодаря этому «ВымпелКом» уступил свое место по деньгам от передачи данных в Сети компании «МегаФон». Если «МегаФон» за 2010 год заработал на этом 19,97 млрд руб., то «ВымпелКом» – «всего» 13 млрд,  отставание значительное. При этом большая часть основных капитальных затрат у «ВымпелКом» была осуществлена в 4-м квартале  2010 года, когда компании было настоятельно предложено основательно ускориться. Надо отметить, что даже осуществление затрат по этой статье расходов не значит, что закупленное оборудование уже установлено и работает – скорее всего, это произошло  только в первом квартале 2011 года: то есть реальную отдачу от затрат в конце 2010 года компания получила, но в небольшой  степени.

 

Online-трансляции пресс-конференции в twitter PR-специалисты «ВымпелКом»
не вели, но отдельные фотографии в частные твиттеры выкладывали.
На этой смутно читаются контуры Александра Изосимова 

 

Скорректированная OIBDA по России у компании отрицательна – минус 1,9 % за год, весьма заметный и печальный  факт: выправить ситуацию даже с помощью смены руководства так и не получилось (чистая операционная выручка увеличилась всего  на 5,3 % – до 114 млрд руб., притом что «МегаФон» сумел добить этот показатель до 97,7 млрд руб.). Кстати, здесь больше  всего пострадал фиксированный бизнес компании. Хоть он и приносит «ВымпелКому» в 10 раз меньше денег, чем мобильный, но  упал он на 11,1 %, мобильный – на -0,8 %.

Общее отчаяние «ВымпелКома» демонстрируется существенными цифрами – расходы на продажи и маркетинг в 2010 году взлетели аж на 16 % по отношению к 2009 году: лавина денег была закачана в т. ч. и в торговые сети по продаже цифровой техники, в оплату новых подключений из «Евросети», строительство монобрендовой сети салонов.

 

 

Один из ключевых слайдов презентации. На первом месте в технологиях
«активное строительство сети 3G»
про LTE ни слова

 

Самый быстрорастущий сегмент бизнеса «ВымпелКом» – это выручка от мобильной передачи данных, за год она увеличилась на значимые 24,4 % (хотя, как мы и писали, уступила в абсолютных цифрах показателю «МегаФон»), на втором месте (при объеме в два раза меньше «мобильной беспроводки») – потребительский сегмент фиксированного ШПД – 19,3 %. А вот бизнес-сегмент фиксированного бизнеса компании, которым в «ВымпелКоме»  заметно гордятся и который, собственно, был основной целью слияния «ВымпелКома» и «ГолденТелекома», демонстрирует... падение  на 10,1 %. Вообще, весь фиксированный бизнес компании подрос на микроскопические 0,2 % – странно, что этот показатель решились отметить, он за гранью статистической погрешности. Александр Изосимов при этом всём говорит, что компания «показала хорошие результаты»:  видимо, он очень оптимистичен. 

Кстати, с абонентами компании тоже не повезло. По мнению г-на Изосимова, рост на 2,2 % всей абонентской базы по мобильному  сегменту компании позволил ей обслуживать в России по итогам 2010 года 52 млн клиентов – вроде как «абсолютный рекорд». Но у  «МегаФона» в тот же момент было 56,6 млн клиентов: там явно поработали лучше. В столице, правда, у «ВымпелКома» пока явный  перевес – 12,1 млн абонентов против 8,1 млн у столичного филиала «МегаФона». Кстати, ARPU  мобильного сегмента в российском подразделении «ВымпелКома» за год увеличился только на 2,7 %, до 328 руб. в месяц – вообще-то это в несколько раз ниже инфляции. А  вот ARPU пользователей FTTB и вообще рухнуло на 6,8 % (таких клиентов у компании, кстати, 1,3 млн человек по итогам 2010 года).

Автор: Максим Букин.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, Билайн Москва, финансы, рентабельность, VimpelCom