ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» расположен в акватории Туапсинского порта. В настоящее время помимо ремонта судов различного назначения ТСРЗ занимается производством втулок цилиндров, поршневых колец и тронков поршней для судовых дизелей ряда отечественных и зарубежных фирм. С 90-х годов 80 % выпускаемой на заводе продукции поставляется в 30 с лишним стран мира, среди которых Нидерланды, Англия, Германия, Италия, Турция, Греция и др. На заводе работает около 1 тыс. человек.
Ранее на заводе использовалась автоматическая система обсчета заказного документооборота (АСОЗД), которая начала работать в 80-е гг. и функционировала по настоящее время. Авторами данного решения выступили специалисты рижского судоремонтного завода. Несостоятельность прежней системы обусловлена тем, что принцип работы морально устарел, и потребовалась качественная замена на систему, удовлетворяющую современным показателям и принципам работы предприятия. Интересен тот факт, что тендер на выбор системы не проводился, а компания «Компас» была выбрана в качестве интегратора на основе имеющегося опыта внедрения. Руководство Туапсинского судоремонтного завода, в свое время ознакомившись с работой программы на Канонерском судоремонтном заводе, убедилось, что ее функционал полностью покрывает не только отраслевую, но и индивидуальную специфику ТСРЗ. В результате проведенного анализа в сочетании с положительными отзывами сотрудников «Канонерки» было принято решение о приобретении 4 лицензий «Marine 2000». Внедрение системы планируется исключительно специалистами завода.
По словам заместителя генерального директора по экономике ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» Игоря Кулинича, на данный момент под установку системы модернизируется серверное оборудование и идут подготовительные работы для внедрения решения. Оно начнется лишь в августе 2008 года. От комментариев о наладке и этапах внедрения системы «Marine 2000» г-н Кулинич пока воздержался.
Программа управления судоремонтом «Marine 2000» полностью интегрирована в ERP-систему «Компас» и работает в едином информационном пространстве со всеми остальными подсистемами комплекса. Она была разработана в 2000 году по заказу Канонерского судоремонтного завода (КСЗ). Внедрение подсистемы было завершено в 2001 году. С тех пор управление основной деятельностью КСЗ ведется исключительно на основе данного программного продукта. Сегодня продолжается обслуживание данного объекта компанией «Компас». Как говорят представители компании-интегратора, система работает без перебоев, и такая стабильность работы ПО послужила еще одним аргументом для ТСРЗ.
Как рассказал главный эксперт компании «Компас» Игорь Якобсон, особенностью данного проекта является внедрение системы собственными силами специалистами ОАО «Туапсинский судоремонтный завод». Кроме того, не пришлось дорабатывать систему. Лекало программного обеспечения от одного завода максимально точно подошло другому без адаптаций.
Отметим, что существуют и другие системы, разработанные специально для судостроительных и судоремонтных заводов. Наибольшей популярностью пользуется система «Март»: «Комплексная система формирования сметнозаказной и договорной документации для ремонта флота». В систему входят отдельные программные модули: «Март-РВ», «Март-Смета», «Март-Договор», «Март-Заказ». Так, «Март-РВ» - это модуль формирования судовой ремонтной ведомости для последующего использования при занесении расчетных данных подразделениями завода, «Март-Смета» - модуль подготовки и расчета сметы на ремонт судна на основе судовой РВ и т.д.
Что касается самой ERP-системы «Компас», то у нее существует еще ряд специализированных отраслевых решений – для банковской деятельности, машиностроения, металлургии, розничной торговли, судостроительной, легкой, мясоперерабатывающей и ювелирной промышленности.
Одним из последних проектов компании «Компас» является внедрение системы автоматизации управления персоналом на ОАО «Нефтекамский автозавод». В соответствии с договором модули системы HRM-системы «Компас: Управление персоналом» установлены на неограниченное количество рабочих мест с разрешением одновременного доступа к базе данных 80 пользователям (см. новость раздела «Автоматизация» от 12 мая 2008 г.).
Напомним, что из последних крупных отраслевых новостей по данной тематике было то, что в июне 2008 года состоялась IХ Всероссийской научно-практической конференции «Моринтех - Практик». Мероприятие было организовано ОАО Судостроительный завод «Северная Верфь» и Информационным центром «Маринконф». На конференции обсуждались наиболее актуальные для судостроительной отрасли вопросы, связанные с перспективными информационными технологиями в кораблестроении и судостроении в области проектирования, подготовки производства, строительства и эксплуатации. Также в рамках мероприятия были освещены проблемы автоматизации управления предприятием, проведен обзор существующих САПР, рассмотрены практические примеры внедрения информационных продуктов и бизнес-приложений на российских и зарубежных верфях. Особое внимание было уделено практическому опыту ведущих российских предприятий в области внедрения, защиты и поддержки информационных систем с использованием существующих продуктов и новейших технических разработок (см. новость раздела «Автоматизация» от 24 июня 2008 г.).