«Мобильное рабство» должно быть ликвидировано в сроки, установленные законом о переносимости телефонных номеров, то есть 1 декабря. Поэтому мы настаиваем на введении ответственности мобильных операторов за его несоблюдение. Если оператор вовремя не исполнит требование закона, абонент до момента передачи номера должен получать услуги сотовой связи бесплатно», — объясняет свою позицию Сергей Железняк.
«Мы считаем, что такая мера избыточна. Сейчас Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные, то есть они не могут быть бесплатными для абонента. Кроме того, эта мера может не дать желаемых результатов: технические проблемы с введением MNP могут возникнуть не у оператора-донора, а у оператора-реципиента, который должен включить старый номер абонента в свою сеть», — говорит пресс-секретарь компании «МегаФон» Юлия Дорохина. По ее мнению, пострадавшим в этой ситуации станет абонент, который может остаться без связи, и оператор, от которого тот решил уйти. Ведь оператор-реципиент, не готовый к MNP, не будет делать ничего, чтобы внедрить у себя эту услугу, так как его конкурент будет нести убытки из-за его бездействия. «Подобный подход способствует практике недобросовестной конкуренции на рынке», — уверена г-жа Дорохина.
Сам Железняк с такой позицией в корне не согласен. «Прекрасно известно, что все входящие звонки для абонентов всех сотовых сетей являются бесплатными. Эта практика, которая пока никем не была оспорена. Соответственно, бесплатные услуги существуют, а их оказание не противоречит требованиям законодательства. Уверяю вас, что ко второму чтению мы обязательно учтем все пожелания и замечания экспертов и правовиков по всем формулировкам, чтобы ни у кого не осталось сомнений в их легитимности, — категоричен он. — Что касается лично меня, я буду готов воспользоваться услугой сохранения номера в тот момент, когда качество работы моего оператора перестанет меня удовлетворять. Думаю, что угроза перехода к конкуренту будет стимулировать каждого мобильного оператора работать над качеством предоставляемых услуг».
«На этапе подготовки закона о внедрении MNP Минкомсвязи принимало обязательства подготовить все подзаконные акты еще весной», — напоминает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Однако, по его словам, сегодня далеко не все документы приняты, в том числе нет основного, определяющего организационно-техническое взаимодействие участников процесса MNP. «Две недели назад представители Минкомсвязи заявили, что все необходимые документы будут готовы к 1 декабря, то есть непосредственно перед запуском услуги. Операторы мобильной и фиксированной связи, платежные системы, а также база данных перенесенных номеров фактически лишены возможности провести полноценные тестирования перед запуском, на что в других странах уходило от года до двух. Мы считаем несправедливым, что из-за задержек с подготовкой нормативной базы и назначением оператора базы данных перенесенных номеров ответственность за невозможность оказания услуги в срок может лечь на операторов», — подчеркивает г-н Солодовников.
Пресс-секретарь «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева заявила, что ее компания продолжает готовить свою сеть к внедрению MNP в соответствии с требованиями законодательства.
Источники РБК daily, знакомые с процессом внедрения услуги MNP, говорят о том, что инициативу депутата по отношению к оператору-донору «большая тройка» считает противоречащей Конституции, «в которой сказано, что все меры, принимаемые федеральными законами, должны быть адекватны социально необходимому результату, не быть чрезмерными, а только необходимыми». «Кроме того, с точки зрения бизнеса данное предложение может активно стимулировать фрод: абонент пришел, написал заявление о переносе, требует бесплатных услуг связи, а потом отказывается от переноса», — уверен источник издания.
В пресс-службе Минкомсвязи РБК daily сообщили, что статус готовности нормативной базы, по мнению министерства, в полной мере позволяет операторам тестировать информационные системы MNP.
Евгений Красников