Компьютерная компания «РиМ» была основана в феврале 1998 года и на первом этапе специализировалась на продаже программных продуктов и аксессуаров. Первый компьютерный магазин сети открылся в 2000 году в Петербурге. В следующем году были созданы корпоративный отдел и сервисный центр. В период с 2001 по 2004 год «РиМ» открыл семь магазинов. Сейчас в сети работает 9 торговых точек, одна из которых находится в Вологде. Компания является торговым партнером Microsoft, интегратором продукции Intel, а также авторизированным дилером BenQ, MSI, CTX, Lexmark, LG, Samsung, Canon, Maxtor, Iiyama, Belinea и др.
Девятый по счету магазин «РиМ» открылся в преддверии нового учебного года в торговом комплексе «Купеческий Двор» (Коломяжский проспект). Новый магазин занимает помещение площадью около 200 кв.м и полностью оформлен в новом фирменном стиле компании, как и открывшийся в июле магазин на проспекте Пятилеток, станция метро «Проспект Большевиков» (см. выпуск новостей от 17 июля 2006 г.). Аналогичными характеристиками обладает магазин «РиМ» в Вологде: на площади около 200 кв.м реализовано то же дизайнерское решение, что и в новых петербургских торговых точках. В вологодском магазине, который расположен на проспекте Ленина, представлены товары в среднем и нижнем ценовом диапазоне, при этом розничные цены отличаются от петербургских. Кроме того, на вологодских покупателей распространяются не все маркетинговые акции, проводящиеся в сети «РиМ». «Это небольшой магазин, в котором не представлена дорогая и эксклюзивная техника, но здесь можно приобрести то, что необходимо среднестатистическому пользователю ПК», – комментирует концепцию регионального «первенца» сети директор по маркетингу компании «РиМ» Константин Воронов. – У «РиМа» был подобный проект в Воронеже, однако магазин проработал около двух месяцев и был закрыт из-за неготовности местного рынка. В известном смысле, проект в Вологде также можно назвать экспериментальным, и, хотя магазин работает уже дольше этого срока, подводить какие-то итоги пока рано. Если говорить о наших дальнейших планах, то я не готов назвать конкретные адреса, могу лишь сказать, что новые магазины под торговой маркой «РиМ» будут открываться постоянно». Объем инвестиций, потребовавшийся для открытия новых магазинов, в компании также не разглашают, однако, по оценкам экспертов, открытие подобной торговой точки, включая товарный запас, обходится в сумму $100-200 тыс.
«РиМ» стал вторым петербургским игроком на вологодском рынке. Также этим летом об открытии магазина в Вологде объявила компания «Компьютерный мир» (см. выпуск новостей от 11 июля 2006 г.). Коммерческий директор компании «Компьютерный Мир» Владимир Солодов находит опыт региональных продаж положительным: «Сейчас продажи в регионах составляют 15 % от общего торгового оборота компании, и, видимо, будут увеличиваться. На сегодняшний день общая торговая площадь магазинов «Компьютерный мир» за пределами Петербурга составляет 3 тыс. кв.м. В течение года будет открыто еще 5-7 новых магазинов, в том числе в регионах. Они не отличаются от питерских ни по ассортименту, ни по формату: это крупные магазины с элементами самообслуживания, средней площадью около 600 кв.м».
На компьютерном рынке в Вологде работает более 60 фирм, но среди крупных компаний называются все же немногие. К примеру, «Амперсант» и «СВТ-Система». Обе компании считаются старейшими в Вологодской области: свою работу они начали в 1991 году, их сферы деятельности разнятся не сильно, и включают также поставку сопутствующих товаров, в частности, оборудования для локальных вычислительных сетей. Кроме того, в Вологде действует одноименное петербургской компании местное ООО «Компьютерный МИР», которое управляет несколькими магазинами под названиями «КМ», X-File и «Позитроника».
Напомним, что сейчас петербургские компьютерные сети активно осваивают рынки за пределами Петербурга: первым проектом стал псковский магазин «Компьютерного мира» в 2003 году, и по этому пути затем последовал еще один крупный игрок – «Компьютер-центр «Кей»», который выбрал для старта региональной программы Великий Новгород (см. выпуск новостей от 14 декабря 2004 г.). Сейчас эти компании довольны результатами своих первых экспериментов – в этих городах им удалось отвоевать до 50 % местных розничных рынков. По оценкам экспертов, этому способствовало несколько факторов: в частности, компании ставили на уже испытанный в Петербурге формат компьютерных супермаркетов, в то время как местная розница была представлена так называемыми «подвалами» и небольшими магазинами с достаточно скудным выбором – работа здесь велась «на заказ». Кроме того, немаловажную роль сыграли уже налаженные связи петербургских игроков с большим количеством вендоров, их маркетинговая поддержка и возможность предоставлять товары со скидкой – за счет больших объемов закупок. В дальнейшем региональный почин был продолжен. Так, на сегодняшний день магазины «Компьютерный мир» открыты, помимо упомянутых Вологды и Пскова, в Череповце и Архангельске, а «Компьютер-центр «Кей»» представлен в Великом Новгороде, Воронеже и Череповце (см. выпуск новостей от 20 марта 2006 г.).
Еще один крупный петербургский игрок - «ЦиFры» - избрал противоположное направление развития и с начала этого года работает в Москве, которая ранее считалась закрытым городом для прихода регионалов – это крайне насыщенный рынок. Как сообщил директор по развитию компании «ЦиFры» Анатолий Григорьев, общая площадь торговых помещений компании в Москве - около 300 кв.м, московские продажи составляют около 10 % от ее общих продаж, и, поскольку эти показатели соответствуют ожиданиям, новые «ЦиFры» пока что будут открываться не в регионах, а в столице.